Права и обязанности пациентов в медицинском учреждении (больнице, поликлинике)

 

Здоровье человека - очень хрупкий сосуд, поэтому заботиться о нём необходимо с самого рождения. Существует масса способов поддержания отличного физического и психологического здоровья, правильное питание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и приятное общение с друзьями. К сожалению, иногда в жизни каждого человека возникают ситуации, в которых приходится обращаться к профессионалам, в данном случае необходимо чётко знать о своих правах, как пользователя медицинских услуг. На сегодняшний день, данный аспект человеческой жизни регламентируется законодательством Российской Федерации от 7 февраля 1992 года за номером № 2300-1 «О защите прав потребителей». В постановлении указаны все права потребителей качественных медицинских услуг:

  1. Получение информации в области защиты прав потребителей;
  2. Получение качественных медицинских услуг и услуг без недостатков;
  3. Безопасность медицинских услуг;
  4. Получение информацию о медицинском учреждении и квалификации сотрудников, а также о медицинских услугах, оказываемых данным специалистом;
  5. Получение информации обо всех аспектах, влияющих на качество оказываемой медицинской услуги.
  6. Получение информации о соблюдении срока оказания услуг, установленного законодательно или договором об оказании услуг.

Выше указаны все права потребителя-пациента, на которые он вправе рассчитывать во время получения медицинских услуг. Однако, довольно сложно сразу разобраться в каждом из представленных  аспектов существующего у потребителя права, поэтому детально рассмотрим каждый вид.

 

 

Право потребителей на получение информации в области защиты прав потребителей

 

Каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность получить подробную информацию о способах защиты своих прав. Все возможные способы указаны в федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что позволяет беспрепятственно и в полном объёме изучать материалы в любое удобное время. В условиях современности реализовать своё право на просвещение в области защиты прав потребителей можно с помощью участия в образовательных программах.

 

Каждый потребитель медицинских услуг может лично изучать все необходимые материалы, однако учреждения здравоохранения, оказывающие услуги также должны проводить различные семинары и курсы по изучению прав потребителей. Государственные органы регулярно разрабатывают специальные общеобразовательные программы, участником которых сможет стать каждый желающий.

 

Возможность получения качественных медицинских услуг

 

Обратившись в медицинское учреждение за помощью, каждый пациент желает получить услугу не только своевременную, но  качественную. Данный аспект имеет отражение в статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья». Вы имеете право претендовать на:

Мгновенное и своевременное оказание медицинской помощи (получение помощи в момент обращения)

Использование современного оборудования, а также выбора правильного метода диагностики, лечения, реабилитации и профилактики.

Высокую степень получения положительного результата лечения.

Помимо этого стоит помнить, что для получения отличного результата лечения, оказывать медицинские услуги должен высококвалифицированный специалист, готовый быстро принимать решения в критических ситуациях. Однако оказание медицинских услуг, как и получение положительного результата не всегда зависят только от лечащего доктора, важную роль играет состояние здоровье пациента, его желание бороться с болезнью и стремление к выздоровлению. Изучая законодательство в сфере здравоохранения, можно придти к выводам, что медицинские услуги оказываются в соответствии с порядками и стандартами, принятыми в приказе Минздрава РФ.

 

Новым важным правом пациента в 2017 году является возможность выбора не только поликлиники, но и лечащего врача. Более подробно о реализации данного права - читайте в соответствующей статье.

 

Начиная с 2016 года качество оказываемых медицинских услуг определяется с учётом специальных критериев, что позволит формировать группы в соответствии с определённым заболеванием и состоянием здоровья отдельного пациента. Не смотря на основную цель оказания медицинских услуг – положительного результата, не всегда, получается, добиться, поэтому между лечебным учреждением и пациентом заключается специальный договор об оказании услуг. В данном договоре прописываются все цели и возможные результаты, которые пациент получит после прохождения лечения. Если помимо восстановления здоровья, получения специального ухода у пациента есть свои определённые цели, обязательно сообщите об этом доктору.

 

 

Получение медицинских услуг без недостатков

 

Посещая медицинское учреждение, Вы имеете право на получение услуг без каких либо недостатков, очень важно заключая договор об оказании услуг подробно рассказывать лечащему врачу о своих целях. Сегодня в законодательстве РФ в сфере здравоохранения недостатками считаются медицинские услуги, оказанные в разрезе с общепринятыми критериями и нарушающими договор. Вы должны чётко понимать, что медицинские услуги должны оказываться в полном объёме и удовлетворять всем Вашим требованиям. Каждый пациент может рассчитывать, что после оказания медицинской помощи ему не придётся вновь прибегать к получению такой же медицинской услуги по вине лечебного учреждения, а также использоваться дополнительные меры в борьбе с болезнью.

 

Безопасность медицинских услуг

 

Далеко не всегда поход к врачу обеспечивает полное избавление от болезни, иногда возникают ситуации, когда медицинская услуга оказывается с нарушениями действующего законодательства, становится не безопасной для человека. Каждому пациенту необходимо помнить, что право на безопасную медицинскую услугу включает в себя несколько параметров:

Получение медицинской помощи квалифицированным специалистом.

Получение подробной информации о медицинской услуге путём информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Получение медицинских услуг в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Получение медицинских услуг в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

В российском законодательстве для каждого отдельного вида медицинских услуг предусмотрены свои стандарты и порядки оказания помощи, в соответствии с заболеванием, общим состоянием здоровья пациента. Исходя из этого, подбираются специальные методы вмешательства, медицинское оборудование и лекарственные средства, которые позволят оказать безопасную качественную медицинскую услугу. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», поэтому Вы с лёгкостью сможете определить истинную квалификацию лечащего врача, что позволит дать оценку оказанной медицинской услуге.

 

Получение информацию о медицинском учреждении и о медицинских услугах

 

Любой пациент вправе получить достоверную информацию о медицинском учреждении в удобное время и в доступной для себя форме. Если на информационном стенде не содержится данных о режиме работы заведения, перечне оказываемых услуг, квалификации специалистов, истории создания заведения, Вы вправе потребовать предоставления данной информации. Помимо информационного стенда можно использовать официальный сайт медицинского учреждения, договор об оказании медицинских услуг, а также во время получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В случае не предоставления данной информации своевременно медицинская организация будет привлечена к административной ответственности с наложением административного штрафа.

Получение информации обо всех аспектах, влияющих на качество оказываемой медицинской услуги.

Заключив договор об оказании медицинской помощи, Вы вправе требовать от медицинского учреждения предоставления всей информации об аспектах влияющих на качество услуг. В пункте 15 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» указаны дополнительные медицинские услуги, которые могут ускорить получение положительного результата. К сожалению, не зависимо от использования дополнительных услуг возникают ситуации, не зависящие от пациента, которые могут привести к различным последствиям. Поломка необходимого оборудования, смена лечащего врача, отсутствие необходимых медикаментов влекут за собой ухудшение качества оказываемых услуг, медицинское учреждение обязано уведомлять пациента о возникновении форс-мажорных ситуаций.

Получение информации о соблюдении срока оказания услуг, установленного законодательно или договором об оказании услуг.

Посещение медицинского учреждения с целью получения медицинской помощи даёт пациенту право на получение информации о конкретных сроках оказания медицинской услуги. В соответствии со статьей 27 закона «О защите прав потребителей», медицинское учреждение обязано предоставить все необходимые услуги в срок, оговоренный договором или правилами оказания отдельных видов услуг. Однако в случае нарушения этих сроков медицинское учреждение не получит штрафных санкций, потому что сроки оказания помощи для каждого отдельного пациента устанавливаются индивидуально с учётом его физического состояния.

Подробно изучив все имеющиеся у пациента права можно сделать вывод о том, что каждый человек должен требовать от медицинских работников чёткого соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае если Ваши права были нарушены или выполняются не в полном объёме необходимо сообщить об этом вышестоящему руководству медицинского учреждения или в Министерство здравоохранения.

 

 

Наши статьи по теме:



 

 

 

 

 

 

 


 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Расходы при признании банкротом физического лица