Регламент приезда скорой помощи на вызов

 

Порядок, устанавливающий время приезда скорой помощи по вызову к больному, установлен Федеральным законом "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения России N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", а также региональным нормативно-правовым актом.

 

Справочно. Закон субъекта дополняет федеральные нормативные акты, но не может им противоречить.

 

Скорая медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

 

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения жителям и иным лицам, находящимся на территории России бесплатно, независимо от наличия документа, удостоверяющего личность, страхового медицинского полиса и иных документов.

 

Как вызвать скорую помощь больному

 

Вызов скорой медицинской помощи осуществляется:

 

  • а) по телефону путем набора номеров "03", "103", "112" и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;
  • б) с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности;
  • в) при непосредственном обращении в подразделения медицинской организации, оказывающей скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
  • г) при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.

 

 

При вызове скорой помощи, медицинская помощь оказывается вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, а также в транспортном средстве (автомобиле СМП) при медицинской эвакуации.

 

Выездные бригады скорой медицинской помощи направляются на вызов фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинской сестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи с учетом профиля выездной бригады скорой медицинской помощи и формы оказания медицинской помощи.

 

 

Порядок приема звонков о вызове скорой помощи

 

Прием звонков осуществляет оперативно-диспетчерский отдел службы скорой медицинской помощи в круглосуточном режиме. Данный отдел отвечает за своевременное направление выездных бригад скорой, медицинской помощи.

 

Рабочие места фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов оснащаются средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов.

 

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи диспетчера. Прием вызовов осуществляется в системе автоматизированного управления вызовами скорой помощи с использованием системы ГЛОНАСС для определения ближайшей к месту вызова свободной бригады с обязательной записью диалога на электронные носители с хранением в течение 1 года.

Диспетчер вправе оформить отказ обратившегося от ранее принятого вызова и отказ во время приема вызова, изменить повод, адрес вызова, категорию срочности вызова в связи с получением уточняющей информации.

Диспетчер на основании информации, полученной в телефонном режиме либо от пострадавшего или окружающих при непосредственном обращении, в соответствии с алгоритмами приема и передачи вызовов формирует повод к вызову, являющийся синдромным диагнозом, позволяющим предварительно определить категорию вызова (экстренный, неотложный) и вносит в информационную базу автоматизированной системы управления станцией скорой медицинской помощи (АСУ СМП).

Для обеспечения своевременного направления выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи соответствующего профиля для оказания медицинской помощи пациенту диспетчер, принимающий вызов, использует правила приема вызова, включающие в себя получение обязательных ответов на следующие вопросы:

 

  • - адрес вызова: населенный пункт (для городов - район), улица, номера дома, корпуса и квартиры, этаж, номер подъезда и код замка входной двери. В случае вызова к пациенту, находящемуся на улице, назвать узнаваемые ориентиры (перекресток улиц, административные здания и т.д.);
  • - номер контактного телефона;
  • - сведения о больном или пострадавшем: фамилия, имя, отчество, его возраст. Если неизвестны паспортные данные больного (пострадавшего) - назвать пол и примерный возраст;
  • - причина вызова: состояние сознания, дыхания, жалобы пациента, особенности состояния, наличие травм, вероятная причина заболевания, травмы. Детализация или уточнение причины вызова должны активно уточняться диспетчером в соответствии с алгоритмами приема вызова.

 

 

Вызов считается принятым, если диспетчер, получив полные ответы на заданные вопросы, повторяет адрес, получает подтверждение его правильности и отвечает лицу, вызывающему бригаду, "Ваш вызов принят", называет время приема вызова.

При повторном обращении в диспетчерскую службу граждан с целью выяснения информации о состоянии исполнения вызова диспетчер обязан активно выяснить: не ухудшилось ли состояние пациента, к которому оформлен вызов.

 

В случае поступления сведений об ухудшении состояния пациента очередность исполнения вызова изменяется на "экстренный", с обязательным уведомлением об этом старшего врача для контроля данного вызова.

Допускается проведение консультации пациента и (или) лиц, находящихся рядом с пациентом, по вопросам первой помощи.

Медицинские сотрудники скорой помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного и наркотического опьянения.

При необходимости пациентам либо их законным представителям при личном обращении выдаются справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной помощи.

 

 

Нормативное время прибытия скорой помощи

 

Скорая медицинская помощь оказывается в следующих формах:

 

 

  • а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

 

 

Важно. В зависимости от того, к какой категории диспетчером будет отнесен звонок о вызове скорой (к экстренной или неотложной) время прибытия скорой будет разное.

 

В случае поступления вызова скорой в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.

 

Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова.

 

Важно. Время ожидания скорой помощи при экстренной помощи – 20 минут.

 

В федеральном законе четких нормативов для ожидания скорой помощи при ее вызове при оказании неотложной помощи не установлено. Однако рядом субъектов РФ такое время закреплено в приказах региональных Министерств здравоохранения. Как правило, время прибытия кареты скорой помощи при неотложной помощи не превышает 2 часов.

 

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

 

  • · а) нарушения сознания;
  • · б) нарушения дыхания;
  • · в) нарушения системы кровообращения;
  • · г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • · д) болевой синдром, представляющий угрозу для жизни;
  • · е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
  • · ж) термические и химические ожоги;
  • · з) кровотечения любой этиологии;
  • · и) роды, угроза прерывания беременности.

 

 

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

 

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

 

  • · а) внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни, являющихся основанием для оказания экстренной медицинской помощи.
  • · б) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

 

 

 

Виды медицинских бригад

 

Основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова скорой медицинской помощи, при осуществлении медицинской эвакуации.

 

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.

 

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные.

 

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады:

 

  • · а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;
  • · б) педиатрические;
  • · в) психиатрические;
  • · г) экстренные консультативные;
  • · д) авиамедицинские.

 

 

Количество и профиль выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливаются с целью круглосуточного обеспечения населения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью, с учетом численности, плотности и возрастной структуры населения территории обслуживания, средней нагрузки на одну выездную бригаду скорой медицинской помощи в сутки, климатических и географических особенностей территории обслуживания, особенностей застройки, насыщенности территории обслуживания промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения и иных факторов, а также значений критериев доступности медицинской помощи, установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

 

Общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.

 

 

Порядок принятия решения о доставке больного в больницу

 

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

 

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи.

 

Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

 

Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент.

 

Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает с места происшествия или места нахождения пациента - медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады.

 

По завершении медицинской эвакуации медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи передает пациента и соответствующую медицинскую документацию под подпись о приеме уполномоченному медицинскому работнику приемного отделения или стационарного отделения скорой медицинской помощи или травматологического пункта медицинской организации и информирует фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи.

 

Допускается перевозка в автомобиле скорой медицинской помощи не более одного лица, сопровождающего пациента.

 

Основания для медицинской эвакуации в медицинские организации:

 

  • пациенты, требующие для лечения применения больничного режима, стационарных диагностических и лечебных технологий и круглосуточного медицинского наблюдения;
  • пациенты с явными признаками состояний, угрожающих их жизни;
  • пациенты, представляющие угрозу для окружающих их лиц по инфекционно-эпидемическим и психопатологическим критериям;
  • пациенты с улиц, общественных мест, рабочих мест;
  • пациенты, повторно обратившиеся в службу скорой медицинской помощи, к которым осуществлялся выезд бригад скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в течение 24 часов.

 

 

Бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не осуществляется транспортировка:

 

  • а) лиц, имеющих направления на плановую госпитализацию;
  • б) лиц, выписанных из медицинских организаций или которым отказано в госпитализации в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях;
  • в) лиц, находящихся в медицинских организациях на амбулаторном или стационарном лечении, для осуществления диагностических исследований, плановых консультаций узкими специалистами.

 

 

 

Скорая помощь не приезжает – что делать

 

Порой от скорости прибытия скорой помощи на вызов зависит жизнь человека. На практике часто встречаются ситуации, когда скорая помощь приезжает долго. В таких случаях рекомендуется предпринять следующие действия.

 

  1. Перезвонить диспетчеру, уточнить о том выехала ли машина скорой помощи, где она находится. Если состояние больного ухудшается, обязательно сообщить об этом диспетчеру.
  2. Можно попытаться самому привезти больного в лечебное учреждение. Так можно поступать только в том случае, если транспортировка не может навредить здоровью и точно знать, в какую медицинскую организацию нужно ехать. Этот вопрос необходимо согласовать с диспетчером, осуществившим прием звонка о вызове скорой.

 

 

Если предпринятые действия не помогли придется обращаться с телефонной жалобой в контролирующие органы на горячую линию.

 

Это в первую очередь Министерство здравоохранения субъекта. Телефон следует уточнить на сайте.

 

Также порой эффективно обращение на горячую линию прокуратуры соответствующего города.

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Расходы при признании банкротом физического лица