Регистрация (прописка) по месту жительства
Что такое прописка
Сроки постановки на учет по месту жительства
Документы для прописки по месту жительства
Заявление о регистрации
Особенности подачи документов через Интернет
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних
Порядок и обязанности по постановке на учет по месту жительства (прописка) предусмотрены Законом РФ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Что такое прописка
Понятие «прописка» или «регистрация по месту жительства» содержатся в Законе РФ N 5242-1.
Регистрация по месту жительства – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с законом граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания (временная регистрация) и по месту жительства (постоянная регистрация) в пределах Российской Федерации.
Сроки постановки на регистрационный учет по месту жительства
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
По результатам регистрации в паспорте проставляется штамп с данными о месте жительства (для лиц старше 14 лет). Для несовершеннолетних граждан документом, свидетельствующим о регистрации является свидетельство о регистрации по месту жительства.
Документы для прописки по месту жительства
Для регистрации по месту жительства гражданин обязан представить представить:
- документ, удостоверяющий личность:
Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:
-
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
- паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до истечения срока его действия;
- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, при регистрации по месту пребывания.
- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства. Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ).
- Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение членов семьи нанимателя жилого помещения и их постоянное проживание выражают в письменной форме.
В случае вселения в жилое помещение граждан, не являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения, проживающие совместно с ним совершеннолетние пользователи и наймодатель свое согласие на постоянное проживание указанных граждан выражают в письменной форме.
Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства по прибытии к новому месту жительства, вправе представлять для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме N 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа и копии документов могут быть представлены также через Единый портал «Госуслуги» в электронной форме.
Данные документы необходимо представлять уполномоченным лицам при ЖКХ (паспортисткам), в многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг (МФЦ) по месту жительства, либо в паспортный стол (если гражданин проживает в частном доме).
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы для прописки вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в ФМС России.
Форму заявления можно скачать по ссылке.
ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В орган регистрационного учета
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
от ________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения,
_____________________________________________________ Пол муж. │ │ жен. │ │
место рождения)
Прибыл(а) из ______________________________________________________________
(указать точный адрес места жительства прибывшего(ей)
гражданина(ки))
Законный представитель ____________________________________________________
(указать: отец, мать, опекун, попечитель,
___________________________________________________________________________
усыновитель (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа,
удостоверяющего личность)
Жилое помещение предоставлено _____________________________________________
(указать фамилию, имя, отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
лица, предоставившего жилое помещение, степень родства)
на основании ______________________________________________________________
(документ, являющийся в соответствии с жилищным
___________________________________________________________________________
законодательством Российской Федерации основанием для вселения)
по адресу: _____________________________________, улица ___________________
(наименование населенного пункта)
дом _________________, корп. ________________,квартира ____________________
Документ, удостоверяющий личность: _________________ серия ____ N _________
(вид документа)
выдан ___________________________________________________ Код _____________
(наименование органа, учреждения)
Дата выдачи "__" ________ ____ г. СНИЛС │ │ │ │-│ │ │ │-│ │ │ │ │ │
(при наличии)
Подпись заявителя, законного представителя (ненужное зачеркнуть) __________
Дата "__" _____________ ____ г.
Вселение произведено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпись лица, предоставившего жилое помещение ________________
Документ, удостоверяющий личность: _________________ серия ____ N _________
(вид документа)
выдан ___________________________________________________ Код _____________
(наименование органа, учреждения)
Дата выдачи "__" _________ ____ г.
Подпись заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, заверяю
_______________________________________________ "__" _____ ____ г.
(подпись и фамилия, имя, отчество (при наличии) М.П.
должностного лица)
Принятое решение __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
"__" ______ ____ г. ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
должностного лица органа регистрационного учета)
Выдано свидетельство о регистрации по месту жительства (для граждан,
не достигших 14-летнего возраста) N _____________
При регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов домовых (поквартирных) книг, которые ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Уполномоченные должностные лица территориального подразделения ФМС России органа при рассмотрении представленных лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не позднее 3-х рабочих дней:
- проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме N 2, листков статистического учета по форме N 12П и по форме N 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме N 9, в поквартирных карточках по форме N 10 или домовых (поквартирных) книгах сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах;
- производят запись о принятом решении в графе "принятое решение" заявлений по форме N 6. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии);
- после принятия решения о регистрации гражданина по месту жительства в течение рабочего дня вносят сведения о нем в автоматизированную базу данных ФМС России;
- в паспортах граждан, зарегистрированных по месту жительства и не снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, одновременно проставляется оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.
Справочно. По желанию гражданина на срок оформления регистрации по месту жительства (пребывания) лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов или сотрудником подразделения, ответственным за прием документов, выдается справка о приеме документов на оформление регистрации по месту жительства (пребывания) в произвольной форме.
Особенности регистрация по месту жительства через Интернет
При подаче заявления о регистрации по месту жительства в форме электронного документа с использованием Единого портала «Госуслуги» одновременно направляются в электронной форме копии необходимых документов, а также адресный листок прибытия по форме N 2 и статистический листок прибытия по форме N 12П путем заполнения интерактивных форм.
До направления заявления о регистрации по месту жительства в форме электронного документа заявитель подтверждает согласие собственника (нанимателя), а также лиц, проживающих совместно с нанимателем, с использованием электронных сервисов Единого портала, либо приобщает к своему заявлению соответствующие согласия собственника (нанимателя), а также лиц, проживающих совместно с нанимателем, в форме электронных документов, подписанных электронными подписями.
После проверки документов в срок не более 3 рабочих дня сотрудник территориального подразделения ФМС России направляет гражданину уведомление, которое доступно для просмотра заявителю с использованием Единого портала, с предложением в 3-дневный срок с даты получения уведомления в приемные часы прибыть в орган регистрационного учета и предъявить необходимые документы и домовую книгу - при регистрации в жилом помещении частного жилищного фонда. Уведомление должно содержать фамилию, имя, отчество сотрудника органа регистрационного учета, направившего уведомление, и номер служебного телефона.
При предъявлении гражданином в орган регистрационного учета документов сотрудник органа регистрационного учета распечатывает заявление о регистрации по месту жительства, адресный листок прибытия и после подписания их гражданином представляет для рассмотрения начальнику органа регистрационного учета или лицу, его замещающему
В паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, вносится отметка о регистрации по месту жительства (лицу, не достигшему 14-летнего возраста, оформляется свидетельство о регистрации по месту жительства по форме), после чего оригиналы документов передаются гражданину, а карточка регистрации по месту жительства и поквартирная карточка возвращаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для помещения в соответствующие картотеки.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), а также новорожденных осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8.
В случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детей осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении.
Сведения о них вносятся в поквартирные карточки по форме N 10 или домовые (поквартирные) книги. На них составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия по форме N 2.
На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме N 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства. По достижении ребенком 14-летнего возраста карточка открепляется и размещается в картотеке в общем порядке.
Регистрация по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), проживающим в жилых помещениях, принадлежащих иным гражданам на праве собственности, осуществляется независимо от их согласия.
Регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания и по месту жительства отдельно от родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) осуществляется с письменного согласия законных представителей (одного из них).
При выдаче паспорта гражданину, достигшему 14-летнего возраста, в проставляемом штампе о регистрации по месту жительства указывается первоначальная дата его регистрации по месту жительства по данному адресу, соответствующая сведениям, впервые внесенным в карточку регистрации по форме N 9, поквартирную карточку по форме N 10 или домовую (поквартирную) книгу.
Подготовлено "Персональные права.ру"
Наши статьи по теме:
|