Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

 

Обязанности граждан по воинскому учету, за нарушение которых наступает ответственность

Административная ответственность за нарушения воинского учета

Примеры судебной практики

Уголовная ответственность за уклонение от армии

Разъяснения Верховного суда РФ

 

Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (статья 10) установлены обязанности призывников и военнообязанных, за неисполнение которых наступает административная или уголовная ответственность.

Чтобы не быть привлеченным к ответственности рассмотрим обязанности граждан по воинскому учету.

 

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

 

  • состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военкомат для постановки на воинский учет;
  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  • в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
  • бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военкомат для получения новых документов взамен утраченных.

О всех обязанностях граждан по воинскому учету можно прочитать в статье по ссылке.

 

Административная ответственность

 

За несоблюдение вышеуказанных обязанностей наступает административная ответственность по статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Согласно данной статье административная ответственность за несоблюдение правил воинского учета наступает в случаях:

  • Неявки гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины,
  • неявки в установленный срок в военкомат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию,
  • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

 

Несоблюдение данных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа по статье 21.5 КоАП РФ в размере от ста до пятисот рублей.

 

 

Примеры из судебной практики

 

Очень часто призывники при поступлении в ВУЗы или техникумы забывают сообщить в военкомат в двухнедельный срок о данном событии. Однако данная забывчивость влечет наступление административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ.

Судебные инстанции поддерживают практику военных комиссариатов по привлечению к административной ответственности.

Например, решением Московского городского суда от 24 марта 2015 года по делу № 7-2480/2015 постановление начальника отделения подготовки, призыва и работы граждан на военную службу по контракту Отдела Военного Комиссариата г.Москвы по Измайловскому району ВАО г. Москвы № 44 от 13 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 КоАП РФ признано обоснованным. В судебном заседании установлено, что заявитель приступил к обучению в НОУ ВПО «……» с 01.09.2014 и обязан был сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат сведения об изменении образования, т.е. до 15.09.2014 года, чего он не сделал.

Довод защиты о том, что призывником справки в военкомат предоставлены по первому требованию, не является основанием для отмены постановления должностного лица, т.к. объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют любые действия (бездействие), нарушающие требования по воинскому учету, установленные нормативными актами.

Таким образом, не следует ждать пока придет повестка, а нужно своевременно исполнять свои обязанности.

 

Уголовная ответственность за уклонение от армии

 

Если за незначительные правонарушения ответственность наступает в соответствии с КоАП РФ, то за уклонение от армии, когда призывник пытается откосить от службы,  предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Согласно части 1 статьи 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


За уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 328 УК РФ в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

 

 

Разъяснения Высшего Верховного Суда РФ по делам об уклонении от призыва в армию

 

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" разъяснено, что субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее - призывники). Поскольку призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от воинской службы могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

 

По каждому делу об уклонении от призыва в армию судами выясняется, имеются ли предусмотренные основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу (отсрочки, освобождения от призыва). Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд должен вынести оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

 

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на военную службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в статье 80.1 УК РФ.

 

Ответственность за уклонение от призыва наступает независимо от способа, с помощь которого призывник откосил от армии, а также от того, "отмазался" ли призывник только от очередного призыва или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

 

Способы совершения преступления могут быть также самыми разными.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военкомата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, отклонение от получения повестки, получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана.

На практике встречаются случаи, когда призывники исправно приходят в военкомат, проходят медицинскую комиссию, прибывают на сборочный пункт, но перед направлением на службу в воинскую часть сбегают. Судами самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу также квалифицируется по части 1 статьи 328 УК РФ.

 

Кроме того, Уголовным кодексом России предусмотрена ответственность за:

  • самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ);
  • дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу (статья 338 УК РФ);
  • уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана (статья 339 УК РФ).

 

Подготовлено "Персональные права.ру"


 

Комментарии  

 
0 # Олег Фёдорович 27.05.2016 22:08
Можно ли привлечь по ч.1 ст.328 УК РФ призывника, если его военкомат НЕ направил на диагностические исследования в медучреждение за 30 суток до медосвидетельст вования на призывной комиссии, а просто признал его годным по категории А и обязал прийти на сборный пункт через 2 дня для отправки в армию?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Расходы при признании банкротом физического лица