Законы РФ - виды, порядок принятия

 

Понятие закона

Кто имеет право вносить законопроекты

Порядок принятия законов

Чтения законопроекта в Государственной Думе

Прохождение закона в Совете Федерации

Подписание закона Президентом

Опубликование и вступление закона в силу

 

 

Что такое закон (понятие)

 

Закон – это нормативный юридический акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном порядке высшим государственным органом, в котором закрепляются юридические нормы права.

 

Все законы, действующие на территории Российской Федерации, составляют законодательство Российской Федерации.

 

Законодательство систематизируется по отраслевому признаку: например, административное, гражданское, уголовное законодательство.

 

 

Виды законов

В зависимости от отрасли права, которую регулируют нормативные акты выделяют следующие виды законодательства:

 

 

 

Структура законов

Нормативные правовые акты имеют свою структуру. Так, кодексы включают в себя общую и особенную части. Каждый нормативный акт имеет свое название: закон, указ, постановление и др.

 

Кто имеет право вносить законопроекты

 

В Российской Федерации определен широкий круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, то есть разработкой проектов законов и внесением их на рассмотрение в Государственную Думу.

 

Полномочия таких органов определены статьей 104 Конституции РФ, в соответствии с которой право законодательной инициативы принадлежит:

 

  • Президенту Российской Федерации,
  • Совету Федерации,
  • членам Совета Федерации,
  • депутатам Государственной Думы,
  • Правительству Российской Федерации,
  • законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации,
  • Конституционному Суду Российской Федерации,
  • Верховному Суду Российской Федерации.

 

 

Право граждан на внесение законопроектов

 

Граждане РФ не наделены правом законодательной инициативы, поэтому они не могут направлять законопроекты на рассмотрение.

 

Вместе с тем в соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане обладают правом на обращение как лично, так и путем направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

На практике, нередко депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации вносят законопроекты, разработанные в связи с поступлением коллективных обращений граждан.

 

Еще один способ внесения законопроекта на рассмотрение – это направление гражданином общественной инициативы по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

 

Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе. Размещенная общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса.

 

Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения получила:

  • не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;
  • не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;
  • не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

 

Порядок размещения и принятия общественных инициатив регламентирован Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

 

 

Порядок принятия закона

 

Внесение законопроектов и рассмотрение в первом чтении

 

После внесения законопроекта в Государственную Думу документ поступает в Аппарат Государственной Думы, где производится его регистрация. При регистрации под каждый законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом.

 

После того как депутат, курирующий законопроект, либо рабочая группа подготовят проект заключения на законопроект и посчитают, что документ можно выносить на первое чтение, законопроект направляется комитетом на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, где документ подвергается юридической экспертизе.

 

После этого законопроект с заключением направляется в Совет Государственной Думы для включения в повестку дня на конкретную дату и рассмотрения в первом чтении на заседании Государственной Думы.

 

На пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении законопроекта в первом чтении первым докладывает представитель субъекта права законодательной инициативы. Затем происходит обсуждение, после чего председательствующий на заседании (Председатель Государственной Думы либо один из его заместителей) ставит законопроект на голосование.

 

Справочно. Если законопроект является проектом федерального закона, то для его принятия требуется простое большинство от общего количества депутатов, т.е. не менее 226 голосов, если же документ является проектом федерального конституционного закона, то необходимо так называемое конституционное большинство - две трети от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. не менее 300 голосов.

 

В первом чтении в случае положительного голосования принимается концепция законопроекта, и документ передается ответственному комитету для подготовки ко второму чтению.

 

Второе чтение

 

Законопроект, принятый в первом чтении, дорабатывается в комитете, его представляющем. После внесения изменений проект направляется в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, которое осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

 

В назначенный день рассмотрения законопроекта во втором чтении в Государственной Думе с докладом выступает представитель комитета, который сообщает об итогах рассмотрения проекта в комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

 

Если у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений субъектов права законодательной инициативы, а затем отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения. Автор поправки, представитель комитета, а также депутат Государственной Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции. После этого на голосование ставится вопрос о принятии соответствующей поправки.

 

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению.

 

Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов Государственной Думы, представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против рекомендаций ответственного комитета. Если возражений нет, то все поправки, рекомендованные для отклонения, ставятся на голосование для отклонения, а если возражения есть, то соответствующие поправки выносятся на отдельное обсуждение и голосование.

 

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении, при положительном голосовании документ передается ответственному комитету, который готовит его к третьему чтению. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

 

Третье чтение

 

Третье чтение - заключительная стадия прохождения законопроекта в Государственной Думе. После принятия в третьем чтении документ перестает быть проектом и становится законом.

 

На данной стадии не предлагается внесение изменений и дополнений в текст документа. Третье чтение необходимо для того, чтобы комитет с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы устранил возможные внутренние противоречия, увязал статьи между собой, отредактировал текст и вынес его на голосование в окончательном виде - в виде закона.

 

Специфика третьего чтения состоит в том, что на этой стадии не предусмотрено обсуждения отдельных глав и статей проекта.

 

По общему правилу, если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

 

Принятые или одобренные законы в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

 

Рассмотрение законов в Совете Федерации

 

Принятые Государственной Думой законы направляются в Совет Федерации.

 

Совет Федерации должен рассмотреть представленный Государственной Думой закон в течение 14 дней. Если Совет Федерации не уложился по каким-либо причинам в этот срок, то закон считается одобренным и направляется Президенту для подписания либо для отклонения.

 

Однако установлены случаи, при которых законы обязательны для рассмотрения.

 

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

 

Регламентом работы Совета Федерации предусмотрено, что рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с выступления представителя профильного комитета, который излагает позицию комитета, ответственного за рассмотрение федерального закона; также доводятся до сведения членов Совета Федерации результаты юридической экспертизы Правового управления Аппарата Совета Федерации и оглашается проект постановления Совета Федерации, внесенного комитетом.

 

По результатам обсуждения закона Совет Федерации принимает одно из решений:

  1. одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
  2. отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

 

Закон считается утвержденным, если за него проголосовало более половины состава Совета Федерации.

 

Закон, который не рассматривался Советом Федерации в 14-дневный срок со дня поступления его из Государственной Думы, Председателем Совета Федерации направляется Президенту для подписания, а соответствующее уведомление - в Государственную Думу.

 

Рассмотрение законов Президентом РФ

 

Заключительный этап принятия закона - его подписание Президентом РФ.

 

Полномочия Президента по поводу подписания законов различаются в зависимости от уровня акта.

 

Если речь идет о федеральном законе, то глава государства, в соответствии с Конституцией, обязан в течение 14 дней подписать или отклонить (наложить вето) принятый закон.

 

В случае рассмотрения федерального конституционного закона, а также федерального закона, который уже был отклонен Президентом, но вето палатами было "преодолено", то Президент обязан подписать такие законы. В данном случае право вето отсутствует.

 

Подписанные Президентом законы направляются для официального опубликования.

 

 

Правила опубликования законов

 

Одним из условий применения закона и вступления его в силу является официальное опубликование.


Официальной публикацией закона признается доведение до всеобщего сведения текста документа в "Российской газете", в "Парламентской газете", в Собрании законодательства Российской Федерации, а также размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

 

Датой публикации считается первая публикация в одном из названных источников.

 

В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

 

Правила вступления в силу законов

 

На основании ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

Зачастую в тексте закона говорится о вступлении его в силу с момента опубликования, иногда указывается конкретная дата, с которой закон вступает в силу.

 

Таким образом, установлен следующий порядок вступления в силу законов:

 

  • со дня его официального опубликования или с даты, указанной в тексте закона;
  • если в тексте закона не указана дата его вступления в силу, то через 10 дней со дня официального опубликования;
  • после наступления определенных в тексте закона условий (вступления в силу нового нормативного правового акта или вступления в силу внесенных в действующие законы изменений и дополнений).

 

 

Подготовлено Персональные права.ру"

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала
 
 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Расходы при признании банкротом физического лица