Закон об оружии. Статья 5. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

 

Текст статьи

Комментарий

Судебная практика

Обсуждения

Действующий текст статьи в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 473-ФЗ

 

Статья 5. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

 

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации), а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

 

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.


 

 


 

Комментарий к статье 5 Закона об оружии

 


 

Оборот боевого оружия

 

Оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия включает его производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации.

 

 

Оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия осуществляется в воинских частях и организациях:

 

  • Министерства обороны Российской Федерации,
  • Министерства внутренних дел Российской Федерации,
  • Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
  • Службы внешней разведки Российской Федерации,
  • Федеральной службы охраны Российской Федерации,
  • Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,
  • Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации,
  • Федеральной службы исполнения наказаний,
  • Федеральной службы судебных приставов,
  • Федеральной таможенной службы,
  • Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации,
  • прокуратуры Российской Федерации
  • Следственного комитета Российской Федерации.

 

Далее вышеуказанные органы будут именоваться как государственные военизированные организации.

 

 

Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314

 

Продажа, передача и приобретение боевого оружия

 

 

Государственные военизированные организации имеют право:

  • продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;
  • продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю этим оружием и патронами к нему;
  • временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений;
  • приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;
  • передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия;
  • передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

 

Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации выдают во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей.

 

 

Руководители государственных военизированных организаций имеют право в установленном порядке награждать военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций оружием, формировать соответствующие наградные фонды оружия и патронов к нему. Награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.

 

Порядок обращения наградного оружия в качестве табельного при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) определяется руководителями государственных военизированных организаций.

 

Руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии.

 

Граждане Российской Федерации, уволенные и увольняемые из государственных военизированных организаций с правом ношения военной формы одежды, не имеющие медицинских противопоказаний к владению оружием, для получения отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков) для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды обращаются с заявлением на имя руководителя военизированной организации, в которой проходили или проходят военную службу (далее - заявление гражданина Российской Федерации на получение отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков).

 

Государственная военизированная организация осуществляет рассмотрение заявления гражданина Российской Федерации на получение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика) в течение 2 месяцев со дня его получения.

 

По результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации на получение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика) принимается решение о передаче такого оружия, которая осуществляется на основании правового акта руководителя государственной военизированной организации.

 

Правила учета, хранения и ношения оружия в военных организациях

 

Государственные военизированные организации обязаны вести учет оружия, который заключается в ведении документов установленного образца. Перечень этих документов, их форма и порядок ведения определяются нормативными правовыми актами соответствующих государственных военизированных организаций.

 

Разрешение на право хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

 

Справочно. Для покупки и ношения оружия гражданами на территории РФ необходимо получить разрешение. О порядке получения разрешения на приобретение оружия можно прочитать в статье по ссылке.


Сотрудники государственных военизированных организаций, находящиеся на пенсии и имеющие огнестрельное короткоствольное оружие, при возвращении оружия в государственную военизированную организацию обязаны сообщить об этом в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту регистрации оружия и сдать разрешение на хранение и ношение оружия.

 

Хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. Помещения для хранения оружия оборудуются техническими средствами охраны и пожарной безопасности.

 

Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

 

Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, в том числе находящиеся на пенсии, получившие в установленном порядке оружие, обязаны обеспечить надлежащие условия его хранения. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы по месту жительства сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

 

В государственных военизированных организациях в помещениях для хранения оружия может осуществляться хранение наградного оружия и патронов к нему военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций.

 

Переданные гражданам Российской Федерации отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды списываются с учета государственных военизированных организаций в соответствии с порядком, установленным государственными военизированными организациями.

 

Правила перевозки и транспортировки боевого оружия в военных организациях

 

Перевозка и транспортирование оружия воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным и другими видами транспорта производятся под вооруженной охраной с оформлением соответствующих документов установленного образца, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

 

Оружие при перевозке и транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от боеприпасов. Оружие и боеприпасы должны быть упакованы в специальную тару, которая опечатывается или опломбировывается.

 

В случае обнаружения признаков вскрытия транспортного средства, перевозящего оружие, повреждения тары, нарушения оттисков печатей или пломб старший вооруженной охраны обязан немедленно сообщить об этом военному коменданту железнодорожного (водного) участка или станции (порта), начальнику станции, органам внутренних дел на транспорте, составить акт, принять необходимые меры по установлению причин случившегося и обеспечить охрану места происшествия.

 

Правила вывоза из Российской Федерации и ввоза на территорию Российской Федерации оружия

 

Вывоз из Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации оружия военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций для выполнения служебных обязанностей осуществляются на основании документа, подтверждающего право ношения оружия, и командировочного удостоверения, в которое вписывается вывозимое (ввозимое) оружие. Указанный документ вместе с копией командировочного удостоверения предъявляется в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Копия командировочного удостоверения после ее сверки с подлинником заверяется сотрудником таможенного органа путем проставления номерной печати и остается в деле таможенного органа, осуществившего выпуск вывозимого (ввозимого) оружия в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

 

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия сотрудниками иностранных военизированных организаций и спецслужб, прибывающими в Российскую Федерацию по приглашению или по служебной необходимости, производятся по разрешению руководителя соответствующей российской государственной военизированной организации.

 

В разрешении указываются фамилия, имя, отчество сотрудников иностранных военизированных организаций, тип (марка), номер и калибр оружия, количество боеприпасов к каждой ввозимой единице оружия. Разрешение подписывается руководителем соответствующей государственной военизированной организации либо лицом, его замещающим. Разрешение и его копия предъявляются представителем принимающей стороны в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

 

Разрешение и его копия после их сверки заверяются сотрудником таможенного органа путем проставления номерной печати, копия остается в деле таможенного органа, осуществившего выпуск ввозимого оружия в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При вывозе оружия оригинал разрешения, заверенный таможенным органом при ввозе оружия в Российскую Федерацию, предъявляется в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, и остается в его деле.

 

 

Использование оружия ведомственной охраной государственных военизированных организаций

 

Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, имеющиеся на вооружении указанных организаций, для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих государственных военизированных организаций.

 

Работникам ведомственной охраны запрещается использовать боевое ручное стрелковое оружие при защите объектов, не отнесенных к ведению соответствующих государственных военизированных организаций.

 

Перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, которые могут быть переданы для использования работникам ведомственной охраны государственных военизированных организаций, а также нормы обеспечения боевым ручным стрелковым оружием работников ведомственной охраны при выполнении ими задач по защите охраняемых объектов определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436

 

В частности, к специальным средствам, видам, типам и моделям служебного огнестрельного оружия относят:

 

 

  1. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению гражданами в целях самообороны.
  2. Палки резиновые отечественного производства.
  3. Наручники отечественного производства.
  4. Средства принудительной остановки транспорта отечественного производства.
  5. Бронежилеты, защитные каски и иные средства индивидуальной защиты, которые не подлежат ограничению в приобретении и использовании гражданами и организациями.
  6. Пистолет ИЖ-71 калибра 9 x 17, револьвер РСЛ-1 калибра 9 x 17, пистолет МР-71 калибра 9 x 17 (380АСР), пистолет ПКСК калибра 9 x 17 (380АСР), пистолет МР-471 калибра 10 x 23Т, пистолет ПСТ "Капрал" калибра 10 x 23Т и патроны к этому оружию.
  7. Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие калибров 12/70, 12/76, 16/70, 16/76, 20/70, 20/76, 410/76, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации, пулевые патроны и патроны с резиновой картечью к этому оружию.
  8. Электрошоковые устройства российского производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России для гражданского оружия самообороны, и огнестрельное бесствольное оружие самообороны.
  9. Служебные собаки.

 

 

Нормы обеспечения боевым оружием

 

Для служебного огнестрельного оружия установлены следующие нормы:

 

  • огнестрельное короткоствольное оружие ограниченного поражения и огнестрельное бесствольное оружие самообороны приобретаются из расчета 2 единицы оружия на одного работника суточной смены (караула) и одна единица оружия на одного работника группы по охране грузов, группы сопровождения грузов;
  • пистолеты и револьверы (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения) и длинноствольное гладкоствольное оружие приобретаются по следующим нормам (см. таблицу):

 

 

 

Наименование должности работника ведомственной охраны

Пистолет, револьвер (штук)

Длинноствольное гладкоствольное оружие (штук)

Начальник (заместитель начальника) ведомственной охраны

1

-

Начальник (заместитель начальника) регионального и территориального подразделения ведомственной охраны

1

-

Начальник смены (отдела, караула), заместитель начальника

1

-

Дежурный (помощник дежурного) по подразделению ведомственной охраны

1

-

Работник, обеспечивающий пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемом объекте

1

-

Работник, обеспечивающий охрану объекта на наружных (внешних) постах

1 или 1

Работник, обеспечивающий охрану груза в пути следования, сопровождения

1 или 1

Работник, включенный в состав резервной группы по поиску и задержанию лиц, совершивших преступление на охраняемом объекте, или отражению вооруженного нападения (на каждого работника, включенного в резервную группу)

1 или 1

Работник служебного собаководства, обеспечивающий охрану объекта

1

-

 

Патроны к служебному огнестрельному оружию приобретаются по следующим нормам:

 

Наименование оружия

Неснижаемый запас патронов на единицу оружия

Расход патронов (штук)

на проверку боя оружия и приведение его к нормальному бою (на каждую единицу оружия в год)

на учебную стрельбу (на каждого работника в год)

для проведения контрольного отстрела (на каждую единицу оружия 1 раз в 5 лет)

Пистолет ИЖ-71

по 2 снаряженных магазина

8

80

5

Револьвер РСЛ-1

по 2 снаряженные обоймы

8

80

5

Пистолет МР-71

по 2 снаряженных магазина

8

80

5

Пистолет ПКСК

по 2 снаряженных магазина

8

80

5

Пистолет МР-471

по 2 снаряженных магазина

8

80

-

Пистолет ПСТ "Капрал"

по 2 снаряженных магазина

8

80

-

Огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие

40

10

100

-

Огнестрельное бесствольное оружие самообороны

10

-

2

-

 

 


Судебная практика по применению статьи 5 Закона об оружии

 

 

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1348-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кабальнова Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Федерального закона "Об оружии"

 

Судебная практика показывает. Конституционный суд РФ признал правомерным отказ уполномоченного органа в продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия ввиду непредставления медицинского заключения установленного образца.

 


 

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 303-КГ18-3885

 

Верховный Суд РФ в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказал. Суд разъяснил, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

 


Обсуждения применения статьи 5 Закона об оружии


 

Обсудить судебную практику применения статьи 5 Закона "Об оружии" можно в комментариях ниже.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Иммиграция в США из России