Пенсионная реформа в России в 2019-2020 годах
Суть пенсионной реформы
Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста
Президент РФ о пенсионной реформе
Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным
Что ждать от пенсионной реформы в 2020 году
Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.
Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.
Пенсионная реформа — это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.
Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.
Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:
- 65 лет для мужчин,
- 60 лет - для женщин.
Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:
- наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
- величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).
Подробнее об условиях назначения страховых пенсий читайте в статье по ссылке.
Справочно. Напомним, что с 2015 года для расчета страховой пенсии введены пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд за каждого работника в период осуществления последним трудовой деятельности.
Количество баллов, в свою очередь, напрямую зависит от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше баллов можно заработать.
Законодательством установлены максимальные значения пенсионных баллов, которые можно заработать за 1 год (см. таблицу ниже).
Максимальное значение пенсионных баллов
Год
|
Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются
|
Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются
|
2015
|
7,39
|
4,62
|
2016
|
7,83
|
4,89
|
2017
|
8,26
|
5,16
|
2018
|
8,70
|
5,43
|
2019
|
9,13
|
5,71
|
2020
|
9,57
|
5,98
|
2021 и последующие годы
|
10,00
|
6,25
|
Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста
Экономическая ситуация в России все чаще заставляет представителей государственной власти говорить о поэтапном повышении пенсионного возраста. Такие действия Правительства РФ постепенно подготовили граждан к неизбежному повышению возраста выхода на пенсию.
И таким первым шагом явилось повышение с 2017 года возраста выхода на пенсию для государственных служащих. Для них установлено постепенное повешение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин .
По заявлению министра финансов РФ Силуанова А.Г. вопрос изменения пенсионного возраста не терпит отлагательств, чтобы избежать повышения страховых взносов (справочно. В 2018 году по закону страховые взносы составляют 22 %, но планируется их увеличение до 26%).
Силуанов также подчеркнул, что в России 120 работников по сути дела дают деньги, чтобы содержать 100 пенсионеров, в других странах - 150-160. Без повышения пенсионного возраста через несколько лет количество пенсионеров превысит количество работающих граждан.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на "Деловом завтраке" в "Российской газете" выразила мнение, что "пора ли повышать пенсионный возраст, должны оценивать не финансисты, а врачи, социологи и демографы".
Министр труда и соцзащиты России Максим Топилин в интервью "Российской газете" в начале 2017 года заявлял о том, что время для повышения пенсионного возраста еще не пришло, поскольку в России не очень высокая продолжительность жизни и соответственно не настолько продолжительный период получения пенсии, да и население к этому не готово.
Многие эксперты считают, что к такому шагу, как увеличение возраста выхода на пенсию не готов и рынок труда - людям старшего возраста трудно трудоустраиваться, а поэтому им придется платить вместо пенсии пособия по безработице и бедности, таким образом, бюджет ничего не выгадает.
Вице-премьер Ольга Голодец в 2017 году заявляла, что вопрос о повышении пенсионного возраста в Правительстве РФ в настоящее время не рассматривается и пенсионный возраст повышаться не будет.
Вместе с тем решение о повышении пенсионного возраста принято.
Изменения в законодательстве. В июне 2018 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об увеличении пенсионного возраста в России.
Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.
После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке.
Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста
Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.
После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.
Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.
Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.
Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.
1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.
Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.
Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.
2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.
Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.
3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.
В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.
Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.
А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.
И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.
4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.
Нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера.
Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.
5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.
Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.
6. Считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Имею в виду льготы по налогам на недвижимость и землю.
Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.
В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.
Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.
Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.
Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным
Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.
Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!
Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:
- Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее — до 20 лет.
- Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
- Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.
Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.
По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.
Что ждать от пенсионной реформы в 2020-2021 году
Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.
Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.
Напомним, перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.
Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.
Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2020–2021 годах не предусмотрено.
В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.
Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.
Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.
Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.
С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.
Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.
Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.
Подготовлено "Персональные права.ру"
|
Комментарии
а работают они не от хорошей жизни. Прожить на пенсию не возможно.
Женщины опять на своих слабых плечах страну спасать будут?
ХВАТИТ ИЗДЕВАТЬСЯ НАД ЛЮДЬМИ!!!!!
НАДО ОСТАВИТЬ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ КАК ЕСТЬ,ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ РАБОТАТЬ ОН ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ,А ПРИ ТАКОЙ РЕФОРМЕ ВЫБОРА НЕТ-НАДО РАБОТАТЬ ДО СМЕРТИ И ПЕНСИИ НЕ ДОЖДЁШСЯ.
быть может систематически неожиданно обыскивать и причем не из региональной прокуратуры а неожиданно из Москвы командировочно - чтобы информация не успела просочиться, кстати бывает и такое что граждане оформляют
инвалидность на деньги взятые в кредиты в банке. Мораль: Государству не брезгует легкомыслия по отношению к народу, народ не брезгует легкомыслия по отношению к государству.
Ну когда положил денег и живешь на проценты.
К примеру если взять среднюю ЗП 40 тр., 22% пенсионные отчисления. Инфляцию к примеру 3%. Индексация ЗП на уровень инфляции, соотвественно, пенсионных отчислении. То за 30 лет работы накопиться 5 023 964 ₽. Если бы ещё государство добавило "влило" 60% к данной сумме. Получили бы 8 038 342 ₽. Если положить на "депозит" под 5% годовых, то получится 401 917 ₽ в год, то есть в месяц по 33 493,09 ₽. (при пересчете на текущий уровень с учетом той же самой инфляции в 3% получаем на текущий момент пенсию 13 799 ₽ - средний уровень за 2017 год).
Когда, к примеру, наступит день Х, и человека не станет. "Влитые" государством деньги (увеличенные на сумму инфляции) можно было бы вернуть государству. А оставшуюся часть передать родственникам по наследству, как доход. Вычесть из "дохода" родственников НДФЛ, и пустить эти деньги на "Рисковые статьи" ("депозиты", "вливания в ФОНД").
ЛОжь №1
В настоящее время в России грубо 40 млн пенсионеров.
количество населения с возрастом 60-65 лет - грубо 8 млн
средняя пенсия грубо 15 тыр.
т.е. на каждого пенсионера приходится опять же грубо 3 тыр. отобранных у 60-65 летних
Повысить им пенсию обещают на 1 тыр.
А обещали ВСЕ высвобожденные средства отдать пенсионерам. Вот и ложь №1
Ложь №2
Пенсионная реформа проводится для того, чтобы изменить соотношение "работник-пенси онер" увеличив количество работников
Опять простые цифры.
В нашей стране сейчас около 4 млн безработных. Это люди, для которых сейчас НЕТ рабочих мест.
За последние 12 лет их количество уменьшилось на 1 млн. Всего. За 12 лет.
теперь реформа выбросит на рынок труда еще 8 млн. человек. А куда? на какие рабочие места?
Фактически это новые 8 млн безработных. Причем не обязательно пожилых. Ведь если пожилые остались на работе то молодым места нет.
Родни, друзей, знакомых у меня и моей семьи больше сотни. Из них до нового пенсионного возраста, сколько бы «постепенно» он там не повышался, дожили…около десятка. В Москве и Рязани. Трое умерли от рака. Остальные – это больные люди, с трудом заботящиеся по минимуму о себе, не то, что еще ходить и пытаться работать.
Не знаю, норовят ли «правители» оправдывать повышение пенсионного возраста в нашей стране мировой тенденцией (пишу, и не понимаю, то ли ржать, то ли плакать навзрыд над бредом подобного), но последнему дебилу очевидно, что качество жизни и медицины там настолько выше, что пытаться приравнивать и из этого делать выводы на госуровне - разжижение мозгов.
Пусть и правда государство рассмотрит вопрос эвтаназии, а не мучает людей
Надо трясти олигархов, им пенсия вообще не полагается.При зарплате более 100 тысяч руб.- пенсия только "символическая" , например 1 тыс.руб. При маленькой зарплате пенсии работающим платить. Это поможет подтянуть уровень жизни на периферии. Так же налог сделать прогрессивным. Уровень пенсий по стране ровнять под Московские цифры - у нас все работавшие граждане равны.
Легендарный Виктор Степаныч Черномырдин, когда был жив, сказал как-то, что для государства самый лучший пенсионер - это тот, кто проработал 60 лет на производстве, вышел на пенсию и на следующий день сдох. Многие его потом осуждали за эти слова, а вообще-то он был, конечно, прав. Любопытно, а какая пенсия у депутата Госдумы, и со скольки лет она наступает?