Что такое мисселинг: объяснение простыми словами

 

Практика намеренного введения потребителей в заблуждение на территории России распространена достаточно широко. Подобное явление, когда происходит очевидное навязывание клиенту того продукта, за которым он не обращался, еще называют "мисселинг".

 

Мисселинг – что это такое простыми словами

 

Зачастую мисселинг имеет место касательно обязательности страхования в тех ситуациях, когда законодательно данная обязанность не предусмотрена. Такие случаи навязывания могут наблюдаться, например, при обращении потребителя за кредитным займом (ипотечным либо же потребительским). Банковское учреждение, при этом, в большинстве случаев выступает в качестве агента страховой организации. Сотрудник же банка выполняет инструктирование потребителя о его обязанности по оформлению страхования и необходимости реализовать это исключительно в конкретно обозначенной им страховой фирме.

 

Иными словами, потребителя целенаправленно вводят в заблуждение относительно обязательной необходимости покупки им соответствующего товара.

 

Разъяснения судебных инстанций

 

С целью противодействия популяризации подобной непорядочной практики продаж, российские судебные инстанции опубликовывают соответствующие разъяснения.

 

К примеру, позиции судов, которые в разные годы были добавлены в обзоры практики ВС России, и сегодня по-прежнему не теряют свою актуальность. В частности, к ним относят:

  • требование банковского учреждения об обязательном страховании заемщика в страховой организации, конкретно названной банком, и навязывание им условий страхования во время оформления кредитного договора не имеет законных оснований (пункт 4.2 "Обзора судебной практики по делам граждан, связанным с разрешением спорных вопросов об исполнении обязательств по кредитах" (утверждено 22 мая 2013 г. Президиумом ВС России);

  • гражданин имеет право не пользоваться услугой личного страхования по договору кредита, а также вправе потребовать компенсации убытков, возникших из-за непредоставления в разумные временные рамки надлежащих сведений о предоставляемой услуге (пункт 13 "Обзора судебной практики по вопросам потребителей, касающихся защиты их прав при потреблении финансовых услуг" (утверждено 27 сентября 2017 года Президиумом ВС России);

  • установление перечня страховых рисков по договорному соглашению страхования жизни гражданина-потребителя и его здоровья, а также предоставление страхователю надлежащей информации об услуге страхования – входит в обязанности страховщика, на которого возложено бремя доказывания необходимости исполнения данной обязанности (пункт 9 "Обзора судебной практики ВС России (2017, №5)" (утверждено 27 декабря 2017 года Президиумом ВС России);

  • в случае присоединения заемщика к программе оформления добровольного страхования, потребителю в полной мере должна быть донесена информация, относительно характера предоставляемых финансовых услуг, правил их оплаты, включая сведения о праве отказаться от принятия участия в страховой программе (пункт 2 "Обзора практики рассматривания судебными инстанциями споров, касающихся выяснения отношений по оформлению добровольного личного страхования относительно предоставления потребительского кредитования" (утверждено 5 июня 2019 г. Президиумом ВС России).

 

Кроме всего прочего, судом в Определении ВС России №18-КГ20-109К4, утвержденного 2 февраля 2021 года, было обращено внимание на то, что содействие второй стороне (в т.ч. в получении необходимых сведений), является ожидаемым от лица, что осуществляет предпринимательскую деятельность относительно гражданина-потребителя услуг.


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Иммиграция в США из России