Взаимодействие участковых полиции и подразделений уголовного розыска по выявлению и раскрытию преступлений

Настоящие разъяснения закона подготовлены Виталием Иваненко - юристом, правозащитником с более чем 10-ти летним стажем работы в прокуратуре РФ. Подробнее об авторе.
29 января, 2025 г.
В современных условиях обеспечение общественной безопасности требует слаженной работы различных структур правоохранительных органов. Важную роль в этой системе играет взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска. Их совместная деятельность направлена на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, что позволяет оперативно реагировать на угрозы и обеспечивать защиту прав граждан.
Роль участковых уполномоченных полиции в борьбе с преступностью
Участковый уполномоченный полиции является представителем государственной власти на закрепленной территории, что требует от него высокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умения применять психолого-педагогические навыки в работе. Его деятельность охватывает три основных направления: административное, оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное. В каждом из них решаются задачи, направленные на обеспечение прав и свобод граждан.
В рамках административного направления участковый уполномоченный полиции занимается выявлением и пресечением административных правонарушений, контролирует исполнение административного законодательства, проводит профилактическую работу среди населения и принимает меры по снижению правонарушений в сфере общественного порядка. Эти функции позволяют более эффективно взаимодействовать с населением и обеспечивать правопорядок.
В современных условиях традиционные методы борьбы с преступностью порой теряют свою эффективность, что делает оперативно-розыскную деятельность более актуальной. Все правовое содержание этой деятельности основано на нормах КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ. Участковые должны уметь использовать весь арсенал оперативно-розыскных средств и методов, что повышает их значимость в системе правопорядка.
Участковые уполномоченные полиции являются важным звеном в системе профилактики правонарушений. Они выполняют следующие функции:
- осуществляют контроль за оперативной обстановкой на закрепленной территории;
- проводят профилактическую работу с подучетными лицами (условно осужденными, ранее судимыми, состоящими на учете за совершение правонарушений);
- взаимодействуют с населением, принимают заявления и сообщения о преступлениях;
- участвуют в мероприятиях по охране общественного порядка.
Задачи уголовного розыска
Подразделения уголовного розыска специализируются на выявлении, раскрытии и пресечении преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Их основные функции:
- оперативно-розыскная деятельность по выявлению преступников и задержанию подозреваемых;
- сбор и анализ информации о криминальных группировках и лицах, склонных к противоправной деятельности;
- организация и проведение специальных оперативных мероприятий;
- работа с агентурной сетью.
Формы взаимодействия участковых и уголовного розыска
Подразделения участковых уполномоченных полиции и уголовного розыска являются важными субъектами борьбы с преступностью, а четкая организация их взаимодействия играет важнейшую роль в противодействии правонарушениям. В современных условиях возрастает значимость оперативно-розыскной деятельности, которая регулируется нормами административного и уголовного права, а также УПК РФ. Законодательство, в частности Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривает широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий, которые участковые могут проводить совместно с оперативными сотрудниками уголовного розыска.
Организация деятельности этих подразделений на районном уровне основывается на зональном принципе, который предусматривает закрепление оперативных сотрудников и участковых за конкретными территориями. Эффективность их работы во многом зависит от того, насколько хорошо они знают оперативную обстановку, взаимодействуют друг с другом и сотрудничают с населением, следуя нормам Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции". Важной частью их деятельности является работа с лицами, склонными к правонарушениям, а также контроль за соблюдением миграционного законодательства.
Скоординированная работа участковых уполномоченных и сотрудников уголовного розыска значительно повышает эффективность борьбы с преступностью.
Основные направления взаимодействия
-
Информационный обмен – участковые уполномоченные полиции получают сведения от подразделений уголовного розыска о возможных угрозах безопасности, подозрительных лицах или предметах, а также о результатах проведённых мероприятий. В свою очередь, они передают информацию о выявленных правонарушителях и происшествиях для оперативного реагирования.
-
Совместные оперативно-розыскные мероприятия – участковые уполномоченные работают в составе оперативных групп, проводя мероприятия по предотвращению и пресечению преступлений. Использование знаний и опыта сотрудников уголовного розыска позволяет достигать высокой эффективности в борьбе с преступностью.
-
Совместные обходы территории – участковые и сотрудники уголовного розыска патрулируют потенциально опасные зоны, включая подвалы, чердаки, нежилые помещения и заброшенные здания, где могут скрываться преступники.
-
Совместное проведение инструктажей – сотрудники полиции проводят инструктажи для работников ЖКХ, управляющих домами, комендантов общежитий, дворников и сторожей по вопросам охраны общественного порядка и предотвращения преступлений.
-
Профилактическая работа – выявление и постановка на учет лиц, склонных к совершению преступлений.
Эффективность работы оперативных подразделений во многом зависит от тесного взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции. Хорошая осведомленность о криминогенной обстановке, своевременный обмен данными и координация действий позволяют оперативно выявлять и раскрывать преступления, снижая уровень преступности на закрепленной территории.
Проблемы и пути их решения
Несмотря на важность взаимодействия участковых и уголовного розыска, существуют определенные трудности:
-
нехватка кадрового состава в подразделениях, что снижает оперативность реагирования на преступления;
-
недостаточное техническое оснащение, затрудняющее использование современных методов оперативно-розыскной деятельности;
-
проблемы в координации и оперативном обмене данными между подразделениями, что может приводить к задержкам в расследованиях;
-
перегруженность участковых уполномоченных, вынужденных совмещать административные и оперативно-розыскные задачи.
Для повышения эффективности взаимодействия необходимо:
-
расширение штата сотрудников и повышение уровня их подготовки;
-
модернизация технического оснащения подразделений на основе положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции";
-
внедрение цифровых систем обмена оперативной информацией, соответствующих требованиям Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
-
перераспределение нагрузки между подразделениями полиции для оптимизации оперативно-розыскной деятельности.
Эффективное взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска играет важнейшую роль в обеспечении общественного порядка и снижении уровня преступности. Скоординированные действия, оперативный обмен информацией и совместная работа позволяют значительно повысить эффективность выявления и раскрытия преступлений, тем самым обеспечивая безопасность граждан и правопорядок в обществе.
Подготовлено: В. Иваненко, для "Персональные права.ру"
Используемая литература:
- Елагин А. Г., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).
- Кирюхин В. В. Проблемы реализации и перспективы законодательного регулирования административного доставления несовершеннолетних // Закон и право. 2017. № 1.
- Богданов А. В., Хазов Е. Н., Озеров К. И. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Вестник БелЮИ МВД России. 2020. №4.
- Планирование рабочего времени участкового уполномоченного полиции : методические рекомендации / А. Г. Бачурин и др. Барнаул, 2022.
- Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения / А. В. Шевцов и др. М., 2020.
- Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A. I. Yastrebova et al. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. No. 2.
Дополнительная информация по теме:
|