Ответственность за неисполнение требований прокурора

 

За какие действия наступает ответственность

Порядок и правила рассмотрения документов, поступивших из прокуратуры

Основания для привлечения к ответственности по 17.7 КоАП РФ

Правила, предъявляемые к постановлению прокурора о возбуждении дела

Состав административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ

Практика привлечения к административной ответственности

 

 

Прокурор в рамках предоставленных законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий вправе направлять запросы и требования о предоставлении информации, вносить представления об устранении нарушений закона, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, вызывать граждан на допрос.

 

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.

 

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

 

  • входить на территории и в помещения органов и организаций;
  • иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

 

О всех полномочиях прокурора можно прочитать в статье по ссылке.

 

Порядок и правила рассмотрения документов, поступивших из прокуратуры

 

Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный в них срок (статья 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

 

 

Рассмотрение протестов. В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О правилах рассмотрения протестов можно прочитать в статье по ссылке.


Рассмотрение представления. Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.


В случае если лицо, в адрес которого прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, считает, что представление нарушает его права, создает препятствия к их осуществлению либо незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, то оно вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу (оснований для отказа в принятии такого заявления ст. 134 ГПК РФ не содержит).

 

Рассмотрение постановления о возбуждении дела об АП. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в пятнадцатидневный срок (п. 2 ст. 25 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

 

Рассмотрение предостережений. Прокурор вправе предостеречь должностное лицо о недопущении совершения правонарушения. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой ответственность, установленную статьей 17.7 КоАП РФ.

 


Статья 17.7. КоАП РФ. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 


 

Таким образом, в случае, если требования прокурора, вытекающие из его полномочий, игнорируются или прокурору создаются препятствия в осуществлении надзорных полномочий и есть все основания полагать, что такие действия (бездействие) носят умышленный характер, прокурор должен, отобрав объяснение, вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении соответствующего должностного лица и в установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки направить материалы мировому судье по месту нахождения органа административной юрисдикции.

 

Справочно. Неисполнение следователем требований прокурора, вытекающих из полномочий, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, не влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.

 

 

Основания для привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ

 

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ принимается на основании имеющихся сведений о невыполнении юридическими лицами, должностными лицами и гражданами в установленные сроки законных требований прокурора. Так, основанием для проверки может послужить нерассмотрение либо нарушение сроков рассмотрения протеста, неявка должностного лица или гражданина по вызову прокурора в указанное время и т.д.

 

Срок давности привлечения к административной ответственности с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца (постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения). Возбуждение дел об административных правонарушениях по истечении установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности недопустимо. Неисполнение возложенной, в том числе прокурором, обязанности к установленному сроку не является длящимся правонарушением. Срок начинает течь со дня неисполнения требования прокурора.

 

Правила, предъявляемые к постановлению прокурора о возбуждении дела об АП

 

В соответствии с требованиями КоАП РФ (ст. 28.4, 28.5) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

 

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ (регламентирующей составление протокола об административном правонарушении):

  • дата и место его вынесения;
  • должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

 

В описательной части постановления о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть указаны конкретные полномочия и требования прокурора, проигнорированные нарушителем, так как объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет "умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом".

 

В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

 

Дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

 

 

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ

 

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.

 

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

 

Субъектом рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане и юридические лица.

 

Привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц.

 

Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - это бездействие лица, совершившего правонарушение. Для квалификации деяния по ст. 17.7 КоАП РФ не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора. Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в воспрепятствовании прокурору в проходе на территорию поднадзорной организации, запрете выдачи ему определенных документов и материалов при проверке, отказе от явки в прокуратуру для дачи объяснений, отказе освободить незаконно задержанных лиц несудебным органом и т.д.

 

Местом совершения рассматриваемого правонарушения следует считать то место, где должно быть совершено действие или выполнена возложенная на лицо обязанность. Например, в случае непредставления сведений по запросу прокурора местом совершения указанного административного правонарушения следует считать место нахождения лица, не представившего в контролирующий орган такие сведения. Соответственно, и дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту нахождения данного лица.

 

 

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

.

С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом. При этой форме вины правонарушитель:

  • осознает противоправный характер своего деяния;
  • предвидит вредные последствия своего деяния;
  • желает наступления данных вредных последствий.

 

Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

 

 

Практика привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ

 

Анализ судебной практики по статье 17.7 КАП РФ свидетельствует, что наиболее типичными поводами для признания лиц, виновными в неисполнении требований прокурора были случаи:

  • непринятия мер по устранению выявленных нарушений закона по результатам рассмотрения представлений прокуроров;
  • непредставления или несвоевременного (с нарушением сроков) представления ответов о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования;
  • неисполнения требований о представлении истребуемой информации или документов, необходимых в надзорной деятельности;
  • неявки, как правило, должностных лиц для дачи объяснений по фактам нарушения законов;
  • неисполнение требований о рассмотрении актов прокурорского реагирования в установленный Законом о прокуратуре срок;
  • отказ в удовлетворении законных требований прокурора;
  • отказ в проведении проверки по требованию прокурора;
  • нарушение сроков представления информации по запросу прокурора;
  • совершение правонарушений после объявления предостережений о недопустимости нарушения закона.

Подготовлено "Персональные права.ру"

 

Дополнительная информация по теме:

Функции и полномочия прокуратуры в России

Жалоба в прокуратуру - порядок направления и рассмотрения


 
 

Кодексы и законы РФ

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Расходы при признании банкротом физического лица