Основные требования Роспотребнадзора к ХАССП

Нормами действующего законодательства предусмотрена необходимость внедрения и использования на практике принципов системы ХАССП всеми предприятиями, которые задействованы в производстве пищевой продукции (данное требование содержится в статье 10 ТР ТС 021/2011). Указанная мера позволяет улучшить качество выпускаемых товаров, сократить производственные издержки и объемы брака.

Если предприниматель по каким-то причинам своевременно не внедрил систему HACCP, то в этом случае контролирующими органами применяются определенные меры административной ответственности (закреплены в статье 14.43 КоАП РФ). Чаще всего речь идет о штрафах (размер при повторном выявлении нарушения может достигать 1 миллиона рублей) и изъятии продукции из обращения.

 

Что включает в себя ХАССП?

HACCP включает в себя перечень правил, обеспечивающих непрерывный и эффективный контроль безопасности и качества выпускаемых продуктов или блюд. Базируется на 7 принципах, которые предполагают:

  • анализ существующих рисков – проводится по отношению ко всем технологическим процессам;
  • выявление контрольных критических точек и определение для каждой предельных значений;
  • организация контроля, состоящего из регулярного мониторинга, исследований и замеров;
  • проведение корректирующих мероприятий, которые позволяют оптимизировать систему управления качеством;
  • ведение учетной документации;
  • внутренний аудит, а также проведение проверок со стороны контролирующих органов.

Порядок внедрения и разработки указанной системы определяется на основании положений ГОСТ Р 56671-2015 и ГОСТ Р 51705.1-2001.

 

Кому необходимо внедрить ХАССП?

Внедрение системы ХАССП на https://eacaudit.ru/ является обязательным для следующих субъектов хозяйствования:

  • производителей продовольственных товаров;
  • организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и реализацию пищевой продукции;
  • ресторанов и кафе;
  • столовых;
  • компаний, доставляющих еду на дом;
  • учреждений, в составе которых имеются кухни или пищеблоки – школы, больницы, детские сады и т.д.

Если на пищевом предприятии или в заведении общепита внедрена и используется система управления качеством продуктов питания, то предприниматель вправе получить сертификат ХАССП. Наличие данного документа свидетельствует о том, что работа компании полностью отвечает установленным стандартам, что позволяет выпускать продукцию высокого качества.

Сертификат дает ряд преимуществ.

  1. Повышение конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов.
  2. Привлечение потребителей.
  3. Увеличение размера получаемой прибыли.
  4. Эффективное продвижение продукции на рынке.

Какие требования предъявляются к ХАССП?

Требования к HACCP закреплены в ТР ТС 021/2011, а также национальных стандартах. Включают в себя:

  • соблюдение предприятием, участвующим в процессе производства продуктов питания, принципов ХАССП;
  • ведение внутренней документации, регламентирующей деятельность компании, в соответствии с установленными нормами;
  • осуществление санитарно-эпидемиологического и иных видов контроля согласно действующей ППК;
  • документирование процедур в организации;
  • наличие разрешительной документации на выпускаемые товары – деклараций, СГР;
  • систематическое проведение внутреннего аудита и проведение корректирующих мероприятий.

Особенности проведения проверок Роспотребнадзором

Внедрение и использование системы HACCP в рамках отдельно взятого предприятия, а также ее соответствие установленным требованиям проверяется территориальными органами Роспотребнадзора. Проверки бывают:

  • плановыми – осуществляются не реже 1 раза в 3 года, а для вновь зарегистрированных организаций – не ранее, чем через 3 года с момента регистрации;
  • внеплановыми – основанием для проведения являются жалобы со стороны потребителей, предписания уполномоченных органов (в этом случае о дате проведения проверки предпринимателю не сообщают).

Предприятие пищевой промышленности (или заведение общепита) проверяют от 10 до 20 дней, по результатам процедуры составляется акт. Один экземпляр документа остается в Роспотребнадзоре, второй – вручается под роспись субъекту хозяйствования.

Если в ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства, то в этом случае составляют протокол, на основании которого виновных лиц привлекают к административной ответственности. На устранение имеющихся недостатков предпринимателю дают месяц. После этого уполномоченный орган проводит повторную проверку. Если нарушения выявлены повторно, то размер штрафа будет больше.

Акт о проведенной проверке включает следующие сведения.

  1. Информация о территориальном органе Роспотребнадзора – указывают адрес, контактные и иные данные.
  2. Время и дата составления.
  3. Сведения о предприятии, на котором проводится проверка – содержит полное наименование, адресные данные, контакты и иное.
  4. № и дата оформления документа, согласно которому выполнялась проверка.
  5. Характер и продолжительность ревизии (плановая или внеплановая).
  6. Информация о лицах, осуществлявших контроль в организации – указывают Ф. И. О. и должности.
  7. Результаты аудита – включают в себя итоги анализа внутренней документации компании, осмотра производственных площадей, оборудования.

Какая ответственность применяется за нарушение требований к ХАССП?

Ответственность за несоблюдение норм закона о внедрении и использовании HACCP применяют в отношении не только организаций (юр. лиц и ИП), но и должностных лиц (в соответствии со ст. 14.43 КоАП РФ).

Если нарушение выявлено впервые, то размер штрафа не может превышать 300 тысяч рублей (для юр. лица). В ситуациях, когда правонарушение совершается неоднократно, штрафные санкции могут достигать 1 миллиона рублей.

Одновременно со штрафами применяется конфискация пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям. А в отдельных случаях работу предприятия могут приостановить на период до 90 суток (по решению суда).


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Иммиграция в США из России