Закон Алтайского края "О пчеловодстве" (ред. 2021 г.)

 

Закон Алтайского края от 06.12.2010 N 110-ЗС "О пчеловодстве" (с последними изменениями в редакции от 05.05.2021, действующей в 2021 г.)

 

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по разведению, содержанию, охране медоносных пчел и источников медосбора, их использованию для опыления энтомофильных культур, производству продуктов пчеловодства, а также созданию условий для повышения эффективности пчеловодства, обеспечению защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, занимающихся пчеловодством на территории Алтайского края.

2. Правовое регулирование отношений в области пчеловодства осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Алтайского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Алтайском крае.

 

Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона

 

1. Целью настоящего Закона является обеспечение прав и защита интересов граждан и юридических лиц при осуществлении деятельности в области пчеловодства, а также создание условий для удовлетворения потребностей населения Алтайского края в качественных продуктах пчеловодства.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

 

  • 1) охрана медоносных пчел и источников медосбора;
  • 2) создание условий для разведения, содержания пчел, использования их для опыления энтомофильных культур с целью повышения их урожайности и сохранение видового состава дикорастущих медоносных растений;
  • 3) увеличение производства продуктов пчеловодства.

 

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

 

  • 1) пчеловодство - разведение, содержание и использование медоносных пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур;
  • 2) пчеловоды - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области пчеловодства;
  • 3) пасека - размещенные в определенном месте ульи с пчелиными семьями и необходимым имуществом для занятия пчеловодством;
  • 4) стационарная пасека - пасека с производственно-хозяйственными постройками, предназначенными для осуществления деятельности в области пчеловодства, размещенная не менее одного года на участке земель сельскохозяйственного назначения или лесного фонда, находящемся в собственности или аренде;
  • 5) кочевая пасека - пасека, перемещаемая к источникам медосбора или массивам энтомофильных культур на период медосбора;
  • 6) улей - искусственное сооружение для содержания пчелиных семей;
  • 7) пчелиная семья - сообщество, состоящее из пчел, плодной пчелиной матки и трутней;
  • 8) пчелиный рой - группа пчел с пчелиной маткой, покинувшая улей для естественного размножения;
  • 9) порода медоносных пчел - целостная устойчивая группа пчелиных семей общего происхождения, имеющая сходные экстерьерные и хозяйственно полезные признаки, передающиеся по наследству;
  • 10) план породного районирования - документ, предусматривающий разведение определенных пород пчел, соответствующих местным природным и экономическим условиям;
  • 11) энтомофильные культуры - растения, опыляемые насекомыми;
  • 12) источники медосбора - растения, которые образуют нектар и пыльцу и служат для медоносных пчел источниками естественного корма и медосбора;
  • 13) продукт пчеловодства - продукт, произведенный на пасеке в результате жизнедеятельности пчелиной семьи;
  • 14) партия меда - определенное количество меда ботанического происхождения, фасованного и упакованного в тару, сопровождаемого одним ветеринарным сопроводительным документом и, в установленных законом случаях, декларацией о соответствии;
  • 15) продукция пчеловодства - продукция, полученная в процессе последующей переработки продуктов пчеловодства, предназначенная для непосредственного применения в пищу и апитерапии;
  • 16) фальсифицированный продукт пчеловодства - продукт пчеловодства, умышленно измененный (поддельный) и (или) имеющий скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной;
  • 17) районная кочевая карта (план) - документ, разрабатываемый органом местного самоуправления района, в котором определяются места расположения кочевых пасек, вывезенных на медосбор.

 

 

Статья 4. Государственная поддержка в области пчеловодства

 

1. Государственная поддержка в области пчеловодства осуществляется по следующим направлениям:

 

  • 1) развитие племенного пчеловодства, сохранение генофонда пчел;
  • 2) развитие пчеловодческих хозяйств;
  • 3) осуществление противоэпизоотических мероприятий в пчеловодстве;
  • 4) техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся пчеловодством;
  • 5) развитие научно-исследовательских работ в области пчеловодства, переработки продуктов пчеловодства и апитерапии, внедрение новых прогрессивных технологий переработки и апитерапии;
  • 6) развитие системы подготовки кадров для пчеловодства;
  • 7) осуществление маркетинговых мероприятий по продвижению продуктов и продукции пчеловодства Алтайского края на товарные рынки субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.

 

2. Государственная поддержка в области пчеловодства предоставляется в пределах средств, предусмотренных краевым бюджетом на соответствующий финансовый год.

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Алтайского края в области пчеловодства

 

1. К полномочиям Алтайского краевого Законодательного Собрания в области пчеловодства относятся:

 

  • 1) законодательное регулирование общественных отношений в области пчеловодства;
  • 2) иные полномочия в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

 

2. К полномочиям Правительства Алтайского края в области пчеловодства относятся:

 

  • 1) проведение государственной политики в области пчеловодства;
  • 2) принятие нормативных правовых актов Правительства Алтайского края в области пчеловодства;
  • 3) определение уполномоченных исполнительных органов государственной власти Алтайского края в сфере агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности и ветеринарии, осуществляющих полномочия в области пчеловодства (далее - уполномоченные органы);
  • 4) иные полномочия в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

 

3. Уполномоченные органы осуществляют в сфере пчеловодства полномочия, установленные действующим законодательством, в том числе:

 

  • 1) реализация государственной политики в области пчеловодства;
  • 2) разработка и реализация ведомственных целевых программ развития пчеловодства;
  • 3) - утратил силу;
  • 4) осуществление мероприятий по предупреждению болезней медоносных пчел, их лечению, борьбе с вредителями пчелиных семей и по предотвращению отравления медоносных пчел пестицидами и агрохимикатами;
  • 5) координация селекционно-племенной работы в области пчеловодства, содействие разведению районированных пород пчел и развитию племенных пасек;
  • 6) координация деятельности государственных и общественных организаций, в том числе научных, хозяйственных организаций, занимающихся пчеловодством и переработкой продукции пчеловодства, независимо от организационно-правовых форм;
  • 7) разработка плана породного районирования медоносных пчел и контроль за его соблюдением;
  • 8) содействие в профессиональном обучении специалистов в области пчеловодства;
  • 9) содействие международному сотрудничеству в области пчеловодства;
  • 10) содействие продвижению продуктов и продукции пчеловодства Алтайского края на товарные рынки субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
  • 11) регулирование иных вопросов в области пчеловодства.

 

 

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области пчеловодства

 

К полномочиям органов местного самоуправления в области пчеловодства относятся:

 

  • 1) принятие муниципальных нормативных правовых актов в области пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края;
  • 2) осуществление мероприятий по поддержке развития пчеловодства и охране источников медосбора в пределах своей компетенции;
  • 3) содействие в профессиональном обучении специалистов в области пчеловодства;
  • 4) учет пчелиных семей в личных подсобных хозяйствах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 5) разработка порядка составления районной кочевой карты (плана) и ее составление в целях упорядочивания вывоза пчелиных семей на медосбор;
  • 6) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.

 

 

Статья 7. Право на деятельность в области пчеловодства

 

1. Граждане и юридические лица, занимающиеся разведением, содержанием и использованием пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур, и общественные объединения пчеловодов вправе осуществлять деятельность в области пчеловодства для удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей других лиц в продуктах пчеловодства.

2. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в области пчеловодства для удовлетворения личных нужд и реализуют излишки продуктов пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Пчеловоды вправе создавать общественные объединения и ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Общественные объединения и ассоциации по пчеловодству вправе:

 

  • 1) организовывать выставки, ярмарки, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия по популяризации пчеловодства в целях развития данной отрасли;
  • 2) организовывать курсы по изучению передового опыта в пчеловодстве;
  • 3) осуществлять меры по охране пчел и источников медосбора;
  • 4) направлять органам государственной власти и органам местного самоуправления предложения по вопросам охраны пчел и среды их обитания;
  • 5) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной аграрной политики в сфере пчеловодства;
  • 6) разрабатывать и направлять органам государственной власти рекомендации при разработке проектов нормативных правовых актов в сфере развития пчеловодства;
  • 7) получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края;
  • 8) участвовать в других мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.

 

 

Статья 8. Размещение пасек

 

1. Граждане и юридические лица размещают ульи с пчелиными семьями без ограничения их количества на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, при соблюдении ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Гражданам в целях осуществления деятельности в области пчеловодства для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Количество пчелиных семей в садоводческих или огороднических некоммерческих организациях, территориальных общественных самоуправлениях может регулироваться их учредительными документами.

4. Ульи с пчелиными семьями размещаются на расстоянии не менее трех метров от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, или без ограничений по расстояниям, при условии отделения их от соседнего земельного участка глухим забором (или густым кустарником, или строением) высотой не менее двух метров.

5. Пасеки, а также ульи с пчелами, вывезенными на медосбор, размещаются на расстоянии не менее 100 метров от медицинских и образовательных организаций, детских учреждений, учреждений культуры, границ полосы отвода автомобильных дорог федерального значения, железных дорог, а также не менее 500 метров от предприятий кондитерской и химической промышленности.

6. Кочевые пасеки размещаются у источников древесных и кустарниковых нектароносов и пыльценосов на расстоянии не менее полутора километров одна от другой и на расстоянии не менее трех километров от стационарных пасек.

7 - 8. Утратили силу.

9. Размещение кочевой пасеки для медосбора на земельном участке, не принадлежащем пчеловоду на праве собственности или ином праве, осуществляется на основании договора, заключенного между пчеловодом и собственником, землепользователем, землевладельцем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В целях упорядочения вывоза пчелиных семей на медосбор при наличии районной кочевой карты (плана) гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность в области пчеловодства, до размещения кочевой пасеки сообщают о ней в орган местного самоуправления района.

 

Статья 9. Учет пчелиных семей

 

1. Учет пчелиных семей, находящихся в собственности у граждан, осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

2. Владельцы пасек должны иметь в наличии на каждую пасеку ветеринарно-санитарный паспорт, удостоверяющий ее ветеринарно-санитарное состояние, выданный уполномоченными учреждениями государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек.

3. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.

 

Статья 10. Перевозка пчелиных семей и продуктов пчеловодства

 

1. Перевозка пчелиных семей, пчелиных маток и продуктов пчеловодства осуществляется при обязательном соблюдении требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных, при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, ветеринарных сопроводительных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Перевозка пчел в целях медосбора осуществляется в соответствии с районной кочевой картой (планом) (в случае ее принятия органами местного самоуправления района) при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, ветеринарных сопроводительных документов.

3. Прицепы, платформы, павильоны и передвижные будки, оборудованные под кочевые пасеки, относятся к технологическому сельскохозяйственному оборудованию.

4. При задержке транспортных средств, осуществляющих перевозку пчелиных семей, на срок более одного часа, лицам, перевозящим пчел, необходимо для предотвращения гибели пчелиных семей от перегрева ульев и резкого повышения влажности воздуха в ульях обеспечить перемещение пчелиных семей в проветриваемое место для временного расположения.

 

Статья 11. Использование пчелиных семей для опыления энтомофильных культур

 

Повышение урожайности энтомофильных культур путем организации их опыления пчелиными семьями осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании договоров с пчеловодами.

 

Статья 12. Реализация продуктов пчеловодства

 

1. Реализация меда и других продуктов пчеловодства осуществляется пчеловодами при наличии ветеринарных сопроводительных документов и, в установленных законодательством Российской Федерации случаях, документов о соответствии качества продукции.

2. За реализацию фальсифицированных продуктов пчеловодства виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 13. Организация охраны, рационального использования медоносных пчел и источников медосбора

 

1. Организация охраны, рационального использования медоносных пчел и источников медосбора осуществляется собственниками пасек, общественными объединениями пчеловодов, а также уполномоченными органами государственной власти Алтайского края в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основными требованиями к организации охраны и рациональному использованию пчел являются:

 

  • 1) научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство пчел;
  • 2) охрана среды обитания пчел, условий их размножения, путей миграции и кочевок;
  • 3) оптимальное размещение ульев и пасек на территориях, занятых насаждениями, нуждающимися в опылении;
  • 4) ветеринарно-санитарное обслуживание пасек, обеспечение на договорной основе научной консультацией пчеловодов по вопросам ухода и содержания пчел, практическая помощь ветврачей и других специалистов.

 

3. Охрана пчел и источников медосбора обеспечивается посредством:

 

  • 1) соблюдения зоотехнических и ветеринарно-санитарных норм и правил содержания медоносных пчел и размещения ульев с пчелиными семьями у источников медосбора;
  • 2) предотвращения отравления пчел пестицидами и агрохимикатами;
  • 3) предупреждения болезней медоносных пчел, борьбы с вредителями пчелиных семей;
  • 4) содействия беспрепятственной перевозке пчелиных семей;
  • 5) выполнения требований охраны окружающей среды;
  • 6) охраны ульев с пчелиными семьями от разорения;
  • 7) организации научных исследований в области охраны медоносных пчел;
  • 8) пропаганды охраны среды обитания пчел и источников медосбора в средствах массовой информации, воспитания в гражданах бережного отношения к пчелам.

 

4. Сбор лекарственных растений - источников медосбора вблизи пасек, за исключением сбора их для собственных нужд граждан, регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

5. Сбор лекарственных растений - источников медосбора для собственных нужд граждан вблизи пасек осуществляется в порядке, установленном законом Алтайского края от 5 февраля 2008 года N 5-ЗС "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Алтайского края", исключающем истощение имеющихся ресурсов и обеспечивающем их своевременное воспроизводство.

6. Предупреждение болезней медоносных пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей, а также производство вощины проводятся в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.

7. В целях охраны медоносных пчел и источников медосбора применение средств химизации в сельском и лесном хозяйствах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

8. Сельскохозяйственные товаропроизводители в случае необходимости применения средств химизации для обработки медоносных культур обязаны:

 

  • 1) оповестить не позднее чем за 3 дня до проведения обработок через районные средства массовой информации граждан и юридических лиц, имеющих пасеки, о запланированных работах и необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Государственном Каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, и рекомендациях по применению конкретных препаратов;
  • 2) проводить обработку участков в поздние часы (после окончания лета пчел) путем опрыскивания специальным оборудованием.

 

 

Статья 14. Федеральный государственный ветеринарный надзор на территории Алтайского края в сфере пчеловодства. Профилактика болезней пчел

 

1. Федеральный государственный ветеринарный надзор в сфере пчеловодства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами в области ветеринарии.

2. Учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края оказывают помощь пчеловодам в случае выявления заболеваний пчел, угрозы их гибели посредством информационной и консультативной работы, диагностики заболеваний, оказывают услуги по профилактике болезней и лечению пчел.

3. Владельцы пасек обязаны сообщать в учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек о любом случае заболевания или внезапной гибели пчел, а также о появлении признаков болезни у пчел.

 

Статья 15. Разведение и использование пород и популяций медоносных пчел

 

1. Приоритетными для разведения и использования являются породы пчел, районированные в Алтайском крае. Завоз пчелиных семей и пчелиных маток осуществляется в соответствии с ветеринарными требованиями.

2. В целях обеспечения граждан и юридических лиц наиболее ценными в племенном отношении популяциями и породами медоносных пчел на определенных территориях (ареалах их естественного обитания) создаются племенные репродукторы.

 

Статья 16. Оповещение граждан и юридических лиц о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел

 

Граждане и юридические лица имеют право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел. Оповещение граждан и юридических лиц о состоянии окружающей среды, а также о ситуациях, представляющих опасность для медоносных пчел, осуществляется через средства массовой информации.

 

Статья 17. День пчеловода Алтайского края

 

День пчеловода Алтайского края устанавливается и ежегодно отмечается 14 августа.

 

Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Нарушение положений настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

г. Барнаул, 6 декабря 2010 года

N 110-ЗС

 

 

Дополнительная информация по теме:

Правовые нормы содержания пчел

Закон о пчеловодстве в России

Ветеринарные правила содержания медоносных пчел (Минсельхоз РФ)


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Иммиграция в США из России