Правила полета беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров)
В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, допущенных гражданами - владельцами беспилотных воздушных судов (БВС), а также квадрокоптеров.
В отдельных случаях нарушения создают угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей и объектов на земле.
Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска БВС в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок). Большинство допустивших нарушения БВС относятся к категории любительских (с максимальной взлетной массой до 30 кг), то есть используемых в частных целях.
Допускаемые частными владельцами БВС нарушения связаны с их незнанием правил использования воздушного пространства.
В отношении полетов, совершаемых БВС, применяются следующие требования воздушного законодательства Российской Федерации.
Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (Федеральные правила).
Для выполнения полетов БВС данными Федеральными правилами установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 N 171.
Планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 N 6.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину - владельцу БВС) в соответствии с п. 49 Федеральных правил дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином - владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13 (Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети "Интернет" www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/.
Приказами Минтранса России от 09.03.2016 N 47 "Об установлении зон ограничения" и N 48 "Об установлении запретных зон", в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.
Согласно п. 40 Федеральных правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства (граждане - владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.
В соответствии с разделом VI "Общие правила выполнения авиационных работ" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации", утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249.
Рекомендации по управлению квадрокоптером БВС
На официальном сайте ИКАО в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный БВС, в котором содержатя следующие рекомендации по безопасности полетов:
- 1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.
- 2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.
- 3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.
- 4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.
- 5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
- 6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.
- 7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.
- 8. Запрещается:
- выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
- летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
- приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;
- летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
- приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.
Ответственность за нарушения воздушного пространства
В соответствии со статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, нарушение правил использования воздушного пространства влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных или юридических лиц в размере от двух до пятисот тысяч рублей.
Дополнительная информация по теме:
На официальном сайте ИКАО в сети Интернет создан специальный раздел <2>, посвященный БВС, в котором следует обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:
--------------------------------
<2> Ссылка: https://www4.icao.int/uastoolkit/home./about.
1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.
2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.
3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.
4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.
5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.
7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.
8. Запрещается:
выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;
летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.
|