Жалоба в прокуратуру - порядок направления и рассмотрения
На что жаловаться в прокуратуру
Какие обращения рассматриваются
Требования к содержанию и оформлению жалоб
В какую прокуратуру писать жалобу
Сроки рассмотрения обращений в прокуратуре
Принимаемые меры по результатам рассмотрения жалоб
Куда жаловаться на прокурора
На что жаловаться в прокуратуру
В обществе сложился устойчивый стереотип, что в прокуратуру можно пожаловаться по любому вопросу, в том числе и с заявлением о совершении преступления. Разберемся, какие жалобы рассматривает прокуратура.
В соответствии с Законом "О прокуратуре в Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; за законностью при возбуждении дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии КоАП РФ.
Таким образом, прокуратура рассматривает жалобы на нарушения любых законов государственными органами и коммерческими организациями.
Важно. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству органы прокуратуры не осуществляют дознание и следствие по уголовным делам, а также не проводят доследственные проверки и не возбуждают уголовные дела, поэтому сообщения о преступлениях органами прокуратуры не рассматриваются. Такие обращения при поступлении их в прокуратуру передаются в следственные органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ (как правило, в зависимости от состава преступления - в полицию или Следственный комитет).
Виды жалоб, рассматриваемых в прокуратуре
Наиболее распространенными видами обращений, рассматриваемых органами прокуратуры является:
- обращения в сфере ЖКХ (неправильный расчет коммунальных платежей, отказ в постановке на льготную очередь на жилье, непредоставление субсидий и др.);
- обращения на нарушения трудового законодательства (невыплата заработной платы работодателем, непредоставление отпуска, незаконное увольнение);
- обращения на нарушения органами государственной власти при исполнении своих полномочий (например, бездействие при рассмотрении письменных обращений заявителя и неполучение ответа, требование должностных лиц гос. органа предоставить документы, предоставление которых не предусмотрено законом и др);
- обращения по вопросам следствия и дознания (например, обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении);
- обращения по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам;
- жалобы по вопросам привлечения к административной ответственности.
Справочно. В системе прокуратуры имеются транспортные прокуратуры, которые рассматривают обращения на нарушения законов на воздушном и железнодорожном транспорте, органами полиции на транспорте, а также таможенными органами.
Требования к содержанию и оформлению жалоб
Порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры предусмотрены требования, предъявляемые к жалобам.
Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать:
- либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- изложение существа обращения;
- личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение;
- адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ;
- изложение существа обращения.
В случае, если не указаны фамилия или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости - с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Справочно. Прокуратура проводит проверки и по анонимным обращениям. Ответ заявителю на такие жалобы не направляется.
В какую прокуратуру писать жалобу
В зависимости от вида обжалования можно обращаться в районную прокуратуру, прокуратуру субъекта (области, края, республики), специализированную прокуратуру (военную, транспортную, природоохранную) либо в Генеральную прокуратуру РФ.
Совет. Наиболее оптимальным будет направление обращения в ту прокуратуру, которая осуществляет надзор за органом, который нарушил права заявителя. В таком случае срок рассмотрения будет минимальным. Если заявитель не знает какая прокуратура осуществляет надзор за организацией, на которую он жалуется, жалобу можно направить в Генеральную прокуратуру РФ, которая спустит жалобу в нижестоящую прокуратуру, где будет проводиться проверка по обращению.
Способы направления жалобы в прокуратуру
Основными способами подачи обращений в органы прокуратуры:
- направление обращений по почте в конверте;
- направление обращений через Интернет;
- доставка жалобы курьером (или лично) в прокуратуру и оставление ее в ящике для обращений;
- запись на личный прием к прокурору и оставление жалобы "с личного приема".
В настоящее время большинство жалоб подается в электронном виде через Интернет. Обращение может быть направлено через официальный сайт прокуратуры субъекта. Как правило, на сайтах имеется раздел «Обращения граждан» или «Интернет-приемная», с помощью которых любой желающий гражданин или юридическое лицо имеет возможность направить обращение в электронном виде. Жалобу можно направить через раздел сайта "интернет-приемная Генеральной прокуратуры РФ".
Важно. Обращения по телефону в прокуратуре не принимаются и ответ на них не дается.
Срок рассмотрения жалоб
Общие обращения. В соответствии с действующим законодательством обращения граждан, поступивших в общем порядке, разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней. Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней.
Обращения в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, составляет 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Ответ на обращения подписывается:
- в районных прокуратурах - прокурор или его заместители;
- в прокуратурах субъекта - прокурор, заместители прокурора, старшие помощники прокурора, начальники отдела (управления);
- в Генеральной прокуратуре - заместители Генерального прокурора, начальники отделов и управлений.
Принимаемые меры прокурорского реагирования по результатам рассмотрения жалоб
По результатам проверки доводов обращений выносится следующие решения:
- об удовлетворении обращения;
- об отклонении доводов обращения;
- о разъяснении положений закона.
В случае полного или частичного удовлетворения обращения прокурор принимает меры прокурорского реагирования, в том числе:
- принесение протеста на незаконный правовой акт или постановление по делу об АП;
- внесение представления об устранении нарушений федерального законодательства;
- направления в суд исков (заявлений) в интересах граждан;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- предостерегает должностных лиц о недопустимости нарушения закона.
Куда жаловаться на прокуратуру
В тех случаях, когда заявитель не согласен с ответом прокурора либо с принятыми им мерами, он вправе его обжаловать в вышестоящую прокуратуру либо в районный суд по месту нахождения прокуратуры.
Система прокуратуры построена таким образом, что пока ответ на обращение не даст нижестоящая прокуратура, жалоба не попадет в вышестоящую.
На практике это выглядит следующим образом:
Заявитель обращается в Генеральную прокуратуру РФ на нарушения его прав, например, работодателем при выплате заработной платы. Генеральная прокуратура РФ спускает это обращение в нижестоящую субъектовую прокуратуру (области, республики или края), а та, в свою очередь, перенаправляет это обращение в прокуратуру района. Ответ в этом случае будет за подписью заместителя прокурора районной прокуратуры.
В случае несогласия с этим ответом, заявитель вновь пишет жалобу в Генеральную прокуратуру, которая также спускает эту жалобу в нижестоящую прокуратуру. Так как обращение было за подписью заместителя прокурора, ответ во второй раз даст прокурор районной прокуратуры. Дальше жалобы будут рассматриваться в субъектовой прокуратуре (сначала начальником отдела, затем заместителем прокурора, а после этого - прокурором). И только после рассмотрения жалоб нижестоящими прокурорами они попадут на разрешение в Генеральную прокуратуру РФ.
Подготовлено "Персональные права.ру"
|