Судебная практика об обжаловании условий содержания лиц под арестом в ИВС (Определение Верховного суда Республики Башкортостан)

 

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.11.2015 по делу N 33а-19465/2015

 

Требование: Об обязании устранить нарушения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания.

Обстоятельства: Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд в целях устранения нарушений п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемым и обвиняемым, в соответствии с которым необходимо создавать бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

Решение: Требование удовлетворены частично.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Апелляционное определение от 03 ноября 2015 г. по делу N 33а-19465/2015

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 

  • председательствующего Сафина Ф.Ф.,
  • судей Гареева Д.Р., Портянов А.Г.,
  • при секретаре А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Отдела МВД России по Мелеузовскому району Республики Башкортостан М.Т.Н., представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Г.Р.С. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:

 

  • требования Мелеузовского межрайонного прокурора к Отделу МВД России по Мелеузовскому району, МВД по РБ об обязании устранить нарушения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания отдела Министерства внутренних дел РФ по Мелеузовскому району - удовлетворить частично.

 

Обязать отдел Министерства внутренних дел РФ по Мелеузовскому району оборудовать помещения камер изолятора временного содержания отдела МВД России по Мелеузовскому району, расположенного по адресу: <адрес>, автоматическими установками пожарной сигнализации; санитарный пропускник с дезинфекционной камерой; помещением для обыска и досмотра спецконтингента, карцером, комнатой свиданий; оборудовать вентиляционную камеру изолятора временного содержания отдела МВД России по Мелеузовскому району противопожарной дверью, сертифицированную в области пожарной безопасности; привести площадь помещений камер изолятора временного содержания отдела МВД России по Мелеузовскому району в соответствие с санитарными нормами из расчета 4 кв. м на 1 человека; оборудовать помещения камер административно-арестованных < N > изолятора временного содержания отдела МВД России по Мелеузовскому району санитарными узлами, кранами с водопроводной водой; провести капитальный ремонт во всех помещениях ИВС ОМВД России по Мелеузовскому району.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

 

установила:

 

И.о. Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением в суд к Отделу МВД России по Мелеузовскому району, МВД по РБ об обязании устранить нарушения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания, мотивируя свои требования тем, что <дата> прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС отдела МВД России по Мелеузовскому району, расположенного по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемым и обвиняемым не создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

Кроме того, в ИВС не имеются специально оборудованные для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) помещения с разделительной перегородкой, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Кроме того, в ИВС отсутствуют помещение для обыска и досмотра спецконтингента, карцер, комната свиданий.

По мнению прокурора, необходимо во всех помещениях ИВС ОМВД России по Мелеузовскому району провести капитальный ремонт.

Судом вынесено приведенное выше решение.

 

В апелляционных жалобах представитель Отдела МВД России по Мелеузовскому району Республики Башкортостан М.Т.Н., представитель Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Г.Р.С. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывают, что в решении суда отсутствуют ссылки на законодательство, применяемого к правоотношениям связанным с проведением капитального ремонта, на процессуальные нормы которыми руководствовался суд при удовлетворении требований истца в части осуществления капитального ремонта ИВС, а также не исследованы доказательства, которые удовлетворяют требования закона их относимости и допустимости. Кроме того отсутствует надлежащее финансирование из федерального бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ не препятствует рассмотрению дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Отдела МВД России по Мелеузовскому району Республики Башкортостан М.Т.Н., действующую на основании доверенности от <дата>, представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Г.Р.С., действующего на основании доверенности от <дата>, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 2, 17, 21 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно абз. 5 ст. 23 того же Федерального закона норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В пункте 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, закреплено, что камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания ОВД являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, предусмотрено наличие в камере ИВС унитаза и умывальника (таблица 17 пункт 33), согласно п. 17.16 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67 "О порядке отбывания административного ареста" лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.

Согласно п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды.

 

Судом установлено и подтверждается материалами дела, проведенной Мелеузовской межрайонной прокуратурой РБ проверкой на предмет соблюдения условий содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в ИВС ОМВД России по Мелеузовскому району выявлено, что в камерах ИВС, расположенных по адресу: <адрес>, подозреваемым и обвиняемым не создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, а именно: камеры административно-арестованных N 1, 2 ИВС не оборудованы санитарными узлами с зоной приватности, кранами с водопроводной водой; камеры изолятора не соответствуют нормам санитарной площади в камере на одного человека в соответствии с действующим законодательством (площадь с 2,8 до 2,96 кв. м на 1 человека вместо 4 кв. м на 1 человека); помещения камер ИВС не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации; дверь вентиляционной камеры не противопожарная и несертифицированная в области пожарной безопасности; отсутствуют санитарный пропускник с оборудованной дезинфекционной камерой и специально оборудованные для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) помещений с разделительной перегородкой, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению; отсутствуют помещение для обыска и досмотра специального контингента, карцер и комната свиданий.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются следующими документами: техническим паспортом на нежилые помещения ОМВД России по Мелеузовскому району, справкой от <дата>, составленной помощником прокурора Б.И.К. в ходе проведения им проверки соблюдения требований законодательства в ИВС (л.д. 8), информацией о состоянии пожарной безопасности ИВС, данной начальником ОНД по г. Мелеуз, Мелеузовскому и Федоровскому районам РБ Г.Р.Р. (л.д. 9), представлением прокурора об устранении нарушений законодательства (10), заключением служебной проверки, утвержденным начальником ОМВД России по Мелеузовскому району, подтвердившей факт нарушения требований законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС (14 - 16), письмами ОМВД России по Мелеузовскому району от <дата> в адрес МВД по РБ (л.д. 17, 18, 20, 21), ответами МВД по РБ на указанные письма (л.д. 19, 22).

 

На основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> нежилые здания, в том числе ИВС, расположенные по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении отдела МВД России по Мелеузовскому району.

Согласно п. 38 таблицы N 3 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденный приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные независимо от площади должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.

Возражая относительно удовлетворения требований прокурора, представитель ОМВД России по Мелеузовскому району М.Т.Н. представила в суд государственный контракт < N > от <дата>, согласно которому ООО "Безопасность" обязалось по заданию ОМВД России по Мелеузовскому району оказать услуги последнему по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной, тревожной сигнализаций, установленных в отделе МВД, в том числе изоляторе временного содержания (п. 3.1.3 Государственного контракта). Однако указанное обстоятельство не подтверждает обоснованность возражений ответчиков о том, что автоматическая пожарная сигнализация установлена в помещениях камер ИВС.

Согласно пункту 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Как следует из материалов дела, помещаемые в ИВС лица не проходят санитарную обработку, поскольку отсутствует санпропускник с пароформалиновой дезинфекционной камерой, что подтверждается письмом начальника ОМВД России по Мелеузовскому району в адрес МВД по РБ (л.д. 17), а также справкой от <дата> о результатах проверки деятельности ИВС отдела МВД России по Мелеузовскому району, составленной старшим помощником прокурора Б.И.К.

Кроме того, факт наличия вышеуказанных нарушений подтверждается как материалами проверки, так и объяснениями, участвующих в деле лиц.

 

Разрешая возникшие спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выявленные в ходе проверки исполнения законодательства нарушения правил содержания подозреваемых, обвиняемых в Отдела МВД России по Мелеузовскому району нарушает права и законные интересы лиц, содержащихся в ИВС.

Доводы жалобы об отсутствии надлежащего финансирования из федерального бюджета несостоятелен и основанием для ущемления прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в Отделе МВД России по Мелеузовскому району, на содержание в бытовых условиях, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и охрану здоровья не является.

Суд обсудил довод ответчиков о наличии договора на проведение дезинфекции, а также на установку душевой кабины в ИВС и выдаче сотрудниками ИВС индивидуальных средств гигиены лицам, содержащихся в ИВС и обоснованно признал несостоятельной со ссылкой на пункт 11 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года N 1115/475, согласно которой все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней. Договор на проведение дезинфекции ответчиками суду представлен не был.

 

Утверждения представителя ОМВД России по Мелеузовскому району о несостоятельности ссылки прокурора на Федеральный закон от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", поскольку здание ИВС было построено в <дата>, судом обоснованно отклонены, поскольку это не освобождает ОМВД от обязанности привести помещение ИВС в соответствии с вышеназванными Федеральными законами, Правилами внутреннего распорядка ИВС от 22 ноября 2005 года N 950 при соблюдении СП 12-95 "Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России".

Не может повлечь отмену судебного решения довод апелляционных жалоб об отсутствии правовых оснований и технического заключения осуществления капитального ремонта изолятора, поскольку те виды работ, которые необходимо провести в изоляторе временного содержания для приведения в соответствие с указанными нормативными актами, требуют переустройство и перепланировку помещений, что фактически относится к капитальным видам работ.

Юридически значимые обстоятельства определены судом верно, применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, Судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Отдела МВД России по Мелеузовскому району Республики Башкортостан М.Т.Н., представителя Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан Г.Р.С.- без удовлетворения.

 

Председательствующий Ф.Ф.САФИН

 

Судьи

Д.Р.ГАРЕЕВА

А.Г.ПОРТЯНОВ

 

 

 

Дополнительная информация по теме:

 


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Порядок получения бесплатной путевки в санаторий

Иммиграция в США из России